Найти в Дзене
Сталинский букварь

УЧЕБНИКИ, КОТОРЫЕ УЧАТ. РУССКИЙ ЯЗЫК (5-7 классы, под редакцией академика Л. Щербы)

Уважаемые товарищи! На канале «Сталинград» вышел долгожданный ролик, посвящённый подготовке и переизданию коллективом проекта Сталинский букварь двух частей учебника русского языка для 5-6 и 6-7 классов под редакцией академика Л.В. Щербы.

Мы не ограничились простым переизданием 14-го издания знаменитого учебника. Решение о редактировании оригинального учебного пособия было принято для приведения теоретической части учебника в соответствие с современными правилами русского языка. При редактировании были сохранены все достоинства оригинального учебника в части стилистики подачи материалов.

В части первой «Морфология» редакторами «Сталинского букваря» были внесены следующие основные изменения:

1. Исправлены названия географических пунктов
(Аму-Дарья — Амударья, Кара-Кум — Каракум, Фаррерские острова — Фарерские острова  и т. д.);

2. Название знака препинания «чёрточка» в большинстве случаев заменено на «дефис»;

3. На странице 19 в таблице «Русский алфавит и названия букв» приведены в соответствие название следующих букв: „ъ“ (ер — твёрдый знак), „ы“ (еры — ы), „ь“ (ерь — мягкий знак), „э“ (э оборотное — э);

4. В связи с тем, что после реформы буква и звук „й“ является согласным (ранее был полугласным), отредактированы следующие правила:

а) стр. 19 — в переизданном учебнике (в оригинале было 20 согласных букв) написано: В русском алфавите 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;

б) стр. 23 — в перечень всегда мягких согласных также добавлена буква „й“: Согласные й, ч, а также согласные, обозначаемые буквой щ, — всегда мягкие;

в) стр. 28 — в теме § 17. «Слог и неслоговое „и“» редактором приведено в соответствие правило, в котором звук „й“ относится к согласным;

5. В теме § 16. «Правописание гласных после шипящих и ц» в п. II (2) «Правописание буквы „ы“ после „ц“ исключены из правила не соответствующие современным правилам слова: цинга, циновка, панцирь, цирюльник, цибуля, цибик. Остались: цыган, цыкать, цыплёнок, цыпка, цыц;

6. Исключены из правил не соответствующие современным написания слова жолудь, жолоб, чорт;

7. Сложные прилагательные с соединительными „о“ и „е“, обозначающие цвет, пишутся через дефис: бледно-лиловый, серовато-зелёный, темно-голубой;

8. Тема § 58 дополнена: добавлены прилагательные притяжательные;

9. Тема § 61 «Степени сравнения прилагательного» отредактирована и дополнена;

10. Тема § 65. «Склонение притяжательных прилагательных на -ин, -ов» отредактирована и дополнена;

11. Тема § 67. «Правописание суффиксов прилагательных» дополнена: добавили исключение: „ветреный“. Также указали употребления этого слова, когда оно перестаёт быть исключением и пишется с двумя „н“;

12. Тема § 71. «Синтаксическая связь числительных с существительными» — отредактировано: Слово „тысяча“ склоняется как существительное женского рода на „“. Слова „миллион“ и „миллиард“ склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный;

13. Стр. 154, тема § 76. «Разряды местоимений» — добавлено возвратное (взаимное) местоимение „друг друга“;

14. Тема § 106. «Правописание частицы не с глаголами» — исключено устаревшее правило написания глагола „нехватает“. Добавлено Примечание о том, что необходимо отличать приставку „недо-“ от сочетания частицы „не“ с приставкой „до-“ с глаголами.

15. Тема § 122 отредактирована: добавлена превосходная степень наречий;

16. Тема § 123. «Правописание наречий», пункт 6-а отредактирован: в группах наречий, образованных от полных прилагательных, местоимений при помощи приставки „по-“ пишется дефис — убраны исключения (повидимому, попрежнему, попустому);

17. Тема § 129. «Правописание союзов» — дополнили список союзов, которые пишут слитно. Также дополнили информацию об отличии союзов от наречий и местоимений с приставками).

* * *

В отличие от первой части, вторую часть учебника русского языка «Синтаксис» пришлось править более основательно. Список правок и дополнений при работе над этой частью учебника так обширен, что мы не решились приводить их здесь все. Изменения коснулись как терминологической базы, так и самой структуры учебника.

Редактирование затронуло такие разделы и темы, как «Выражение главных членов предложения» (в соответствии с новыми правилами дополнены определения «простое глагольное сказуемое“ и „составное именное сказуемое“, дополнены случаи применения тире при отсутствии связи с составном именном сказуемом), «Второстепенные члены предложения» (дополнены темы «Приложения», «Дополнения» и пр.).

Тема «Обстоятельства» также была дополнена и расширена: в частности, для удобства усвоения теоретического материала была добавлена таблица «Виды обстоятельств» с примерами; из обстоятельства образа действия отдельно было выделено обстоятельство меры и степени (в оригинале они относились к одному виду); добавлено определение обстоятельства сравнения.

Обширную тему «Неполное предложение» пришлось также значительно изменить: редакторами были добавлены темы «Двусоставные предложения» и «Односоставные предложения», в которую из оригинального учебника были перенесены и добавлены темы, относящиеся к видам односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные и назывные предложения). Тема «Неполное предложение» была вынесена отдельно от односоставных предложений.

Наибольший объем работы выпал на раздел «Обособленные второстепенные члены предложения». Дело в том, что в оригинальном учебнике 1953 года эти темы относились к сложным предложениям и располагались после сложноподчинённых предложений с одним придаточным. Этот комплекс тем (а он обширный и затрагивает такие подтемы, как значение обособления, обособленные определения, применение причастных оборотов, замена придаточного предложения обособленным прилагательным, обособление обстоятельств, деепричастные обороты и другие важные темы) был перенесен в раздел «Синтаксис простого предложения». В этот раздел были добавлены темы, касающиеся обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных конструкций.

Были добавлены новые упражнения, при этом была проделана тщательная работа по подбору и составлению текстов упражнений, чтобы и примеры из литературы, и стиль оформления соответствовал оригинальному учебнику. Как следствие, соответствующим изменениям подверглась нумерация разделов и упражнений.

В раздел «Синтаксис простого предложения» были вновь отредактированы следующие темы:

а) § 55. «Вводные слова и предложения» — добавлена таблица «Значение вводных слов и сочетаний», добавлены примечания, касающиеся слов „однако“, „наконец“;

б) Редакторы сочли необходимым добавить в учебник тему «Вставные конструкции», а также упражнения к ней.

Что касается сложных предложений, была скорректирована терминология сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, бессоюзные сложные предложения были вынесены, как отдельный вид сложных предложений.

В разделе «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным» были, где это требовалось, внесены изменения:

а) дополнительное придаточное предложение переименовано в изъяснительное;

б) приведены в соответствие терминология придаточных предложений подлежащные и сказуемные;

в) добавлены темы, описывающие предложения с придаточным меры и степени, придаточным сравнительным и придаточным присоединительным.

Темы § 81. «Строение сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными» и § 85. «Общие сведения о сложных предложениях с различными видами связи» были незначительно дополнены теоретическим материалом и примерами для более полного их разъяснения.

Помимо прочего, более подробно освещены случаи постановки знаков препинания (двоеточие, точка с запятой, тире) в предложениях различной степени сложности.

В дополнительных приложениях к учебнику добавлена тема синтаксического разбора с примерами разбора.

Приобрести изданные учебники можно на официальном сайте проекта «Сталинский букварь»: https://stalins-bukvar.ru/catalog/?q=Щерба

#русский язык #Щерба #средняя школа