Найти тему
Добрый Психологист

Адвокат считал Европу оплотом закона и порядка. После 24 февраля резко передумал…

Оглавление

Не люблю писать о политике, но сегодня у нас больше о юриспруденции и правах в целом.

Если кто-то раньше искренне веровал, что где-то в районе Запада царит некое подобие соблюдения прав человека и закона без оглядки на статус, национальность и прочие факторы – то сейчас подобное утверждение допустимо либо как сарказм, либо как признак тотальной недалекости его говорящего. Ну или явной ангажированности – когда ради сохранения сахарной косточки (а точнее – кусочка западного актива или кучки корма) нужно обязательно визгливо тявкнуть – как это делают спешно покинувшие РФ адепты западной кормушки.

В основной массе прозрели даже самые упертые и одиозные. Хотя единично остались, конечно, и персонажи, которые искреннее полагают, что еУропы и прочие аСаШАй (С) «имеют право» вводить свои «санкции», больше напоминающие откровенный разбой. Такие взгляды от исключительно холопского мышления и автоматического коленопреклонения перед «цивилизованным западом». Ну так воспитаны они, «там» всегда лучше, чем «здесь». И "те" могут командовать и повелевать. Ну вот хозяином грезят люди, что уж тут.

И есть даже те, которые искренне верят, что во всем ныне происходящем виновата исключительно Россия и всем нам стоит немедля посыпать голову пеплом и раскаяться. Что тут сказать? Дай им, Всевышний, мозгов. Я такую аудиторию отфильтировал даже в реальном окружении (пара человек буквально), не говоря уже про подконтрольные Интернет-ресурсы.

Да-да, считайте это цензурой. Ибо нефиг мусорить. Разбираться, пишет ли подобную дичь очередной залетный бот или же просто заблудшая душа – я не буду. «Доктор сказал в моргзначит в морг» (С).

Но речь не об этом, а о восприятии происходящих в мире «санкционных процессов» юристами.

Адвокат европейского ориентира

На майских праздниках пересекался со своим старым знакомым, сделавшем шумную карьеру в сфере юриспруденции.

Максиму 33 года (будем звать его так, имя изменено) родом из нашего городка, но в силу обширного материального состояния своих родителей и серьезных постов по меркам региона у родственников, задерживаться тут не стал. Приличный ВУЗ, четкий план «что, куда, зачем».

Познакомились мы с ним еще в бытность моей судебной службы в далеком 2008 году – Максим дважды проходил практику («производственную» и преддипломную) в нашем суде, и был распределён к «моему» судье. Ну и по сложившейся традиции все практиканты благополучно сдавались помощнику (то есть мне), в задачу которого входило обеспечение их полезной нагрузкой, интересными байками, участием в открытых процессах и прочих организационных мероприятиях. Так и познакомились, хотя шапочно друг друга и так знали из-за косвенного знакомства родителей.

В крупном городе пришлые в суд студенты быстро превращались в дармовую рабочую силу, вкалывая наравне с работниками аппарата, а у нас в провинциях обычно «до обеда, а дальше – по интересу». В ходе практики мы с ним по-дружески общались, в дальнейшем поддерживали рабочие контакты.

Максим 2 года проработал в одном из судов областного центра сразу после ВУЗа, затем год – помощником адвоката, сдал адвокатский экзамен и ушел под крыло к весьма престижному в области адвокатскому образованию.

Оттуда и началась его профессиональная карьера и некоторая «трансформация» в сторону ярой, а подчас и агрессивной защиты прав и свобод.

Стартовой точкой стало выигранное его коллегой, под началом которого он работал, дело в Европейском суде по правам человека – фигуранту уголовного дела присудили несколько тысяч евро за «нарушения прав и свобод». Нет-нет, никакого беспредела – что-то вроде отсутствия регулярного душа для содержащихся в провинциальных СИЗО арестантов или положенного числа прогулок.

Максим даже в нашей тихой местности умудрялся возникать в делах, где, в целом, никаких перспектив не было, но как «адвокат из самого города Н-ска» от пафосной конторы наводил много шума и привлекал массу внимания.

В большинстве своем подобная «защита» выходила его клиентам боком – вместо изначального признания вины и особого порядка с перспективой пары лет колонии с выходом через год по УДО, шедшие в отказ и на активную защиту подсудимые получали значительно больше. А затем долго, нудно и дорого (помним же – Макс был адвокатом от серьезной конторы!) судились, выбивая по 1-2 месяца снижения срока то в апелляции, то в кассации.

И хотя Макс реально был неплохим юристом, свою линию защиты клиента он строил именно на обличении всех и вся во всевозможных нарушениях. Попросту говоря – имитировал бурную деятельность даже там, где клиенту нужно просто смиренно склонить голову и получить причитающееся по минимуму, раскинув смягчающие обстоятельства. Но зачем же тогда адвокат?!

На этом фоне Макс грамотно подводил (ну или разводил) клиентов к тому, что «в российской системе правды нет и нужно двигаться дальше». Даже, с его слов, добился небольшой компенсации в 3-4 тысячи евро парочке своих клиентов, у которых хватило нервов и денег пройти все инстанции и добраться до ЕСПЧ.

В дальнейшем после моего ухода с госслужбы контактировать стали на порядок реже – изредка я встречал его в городе, когда он приезжал к родителям по большим праздникам, и один раз общались на мероприятии, куда вместе попали.

Главное – вовремя переобуться

Последние пару лет его социальная сеть буквально пестрила классическим либерально-протестным контентом.

Он страдал и за пойманного на незаконном митинге смутьяна, и за оштрафованных «жертв масочного режима», и за отстраненных за отказ прививаться и далее-далее-далее. Давались рекомендации, как и по каким причинам нужно идти в ЕСПЧ, цитировались чужие дела и общий контекст взглядов сводился к тому, что «у нас правды нет, идите на Запад».

В середине апреля в одной из соц.сетей мелькнула его заметка в ленте – нейтральная, с каким-то обзором курьезного дела из прессы и его комментариями на этот счет.

- Во! Как там наш поклонник «цивилизованных еУропов» поживает? О чем пишет в столь сложное время? – подумалось мне.

А как-то скучно пишет. Куда-то пропала львиная доля «возмущенных» глобальными движениями постов. Осталось либо нейтральное, ни разу не политизированное, либо же сугубо местечковое, завязанное на конкретной и собственной практике.

- Ага, - подумал Штирлиц. – Попался!

И вот во время пребывания на первомайских выходных в одном нашем замечательном заведении я встречаю Максима.

Сколько лет, сколько зим и все дела. Встречные приглашения друг другу за столик.

Разговорились. В какой-то момент остались наедине – его компания отбыла отравлять окружающий мир табачными парами. Приглашали и нас провериться, но пассивное участие в этом мероприятии такое себе удовольствие.

- Посидим лучше, поговорим. Пока и это не запретили… - фыркнул Макс
- Ну зато ты у себя либеральную дичь из соц.сетей вывел, я видел, - хмыкаю я. - Или попался на чем?

Макс досадливо морщится.

- Да лишнего я точно трепать не буду сейчас, но и… я в *нецензурное описание крайнего удивления* от того, что в мире делается. Никогда бы не подумал!

Опуская формат диалога (сложно его писать и нудно), Макс оказался крайне сильно шокирован происходящим в мире.

Дико потрясен «санкционными» мерами со стороны Запада, которые ударили именно по обычному, никак не связанному с политикой, населению и которые выходят за рамки любых международно-правовых норм. А уж от отъема активов у граждан и компаний, связанных с Россией лишь гражданством, да страной деятельности и вовсе в тихом шоке.

- Конечно, это не отменяет того, что и у нас не все гладко… Перегибы на местах были и есть. Но е-мое, я себя *нецензурная форма крайней глупости* чувствую – я некоторых призывал на Западе правды добиваться, а тут такое выкатилось, - разводит руками Максим. - Про *ФИО* слышал?

- Да что-то не припоминаю, кто это? – вроде фамилия знакомая, а имя – ни о чем не говорит.

- Да сын *ФИО* (прим. автора: крупный бизнесмен региона). У них в Польше домик был, туда сынок и перебрался пару лет назад, как тут ему гайки прикрутили за какие-то сомнительные махинации с форексом. Ну да ему без разницы, где жить - блогер-инвестор, все понты.

- А-а-а, ну я в сортах блогеров не разбираюсь. Тем более – региональных.

- Да не, у него своя школа инвестиций, подписоты несколько сотен тысяч. Реально успешный. Был… Я можно сказать, его туда затолкать помог. Говорил – что ты тут сидишь? Вали туда! Там лучше. И что ты думаешь? Что-то там написал про украинских беженцев, конфликт какой-то был. Ни слова про РФ или поддержку, сугубо бытовое! Ему машину изуродовали, новый Порше. Окна в доме побили, кто-то ломился пару раз. Полиция разводит руками, ничего не делает и не собирается. Чуть ли не смеются – ну ты же русский, что ты хотел-то? Пара сервисов, где он свои дела мутил, заблокировала деньги – почти $60 тыс. то в крипте, то в валюте – вывести не может. Сейчас еще местные проверяют законность сделки по тому самому дому. Его родители 15 лет назад купили, из-за долгов владельца дешево выкупили. И все это просто по национальному признаку, - возбужденно жестикулирует Максим. – Как такое вообще возможно?!

- Ну, ты же, помнится, сильно переживал за *упоминаю некоторых политических персонажей*, которым «кровавый режЫм» тоже счета блокировал. Говорил, что такое только в РФ возможно. Было такое? – ухмыляюсь.

- Так то политические же были, логика властей хотя бы понятна! Они себя защищают. А тут простой чел, который жил себе, никуда не лез, наоборот даже – был настроен к Европе лояльнее, чем к своей стране…. А его будто лопатой по хребту.

Максим осекается, поняв, что сказал просто шикарную вещь! Рубанул правду-матку с плеча.

- А-а-а, вон оно что, Михалыч! – я совсем уже саркастично ржу. - Получается, что государство, защищающее государственные интересы и, в перспективе, интересы граждан уже и не совсем «кровавый режЫм» и его действия логичны, да? А вот «цивилизованные Европы, оплот закона и порядка», кошмарящие по национальному признаку простых граждан - это уже суровые и нелогичные реалии, еще и незаконные! Ты меня пугаешь. Реально здоров?
- Да хорош глумиться! Пошло оно всё! Хватит об этой гнили. Мы живем в России. Нам тут жить, как и нашим детям. Тут и надо дела делать. Ну, за МирТрудМай! – поднимает бокал.

Послевкусие

Так-то я не собирался писать об этом случае. Ну, переобулся человек, осознав свои ошибки – с кем не бывает. Молодец, что признает. Далеко не исключение - схожих примеров еще пяток наблюдаю минимум. Многие вчерашние «всепропальщики» и ярые противники властей вдруг стали чуть ли не ура-патриотами.

Но тут вдруг снова попадается в ленте пост от Максима. Запечатлен жарящим шашлык на какой-то турбазе. В бейсболке с «Z»… Улыбаюсь, открываю страницу.

Какая милота! Пост с рекомендациями для сотрудников в простое. Новости про судебные иски к Apple о нарушении закона о защите прав потребителей. Порядок вызова на допрос. Политики – тоже хватает. Выступление Лаврова по оплате поставок газа в рублях. Репосты с критикой «звезд», поливающих страну из-за рубежа, но ранее кормившихся из бюджета. И далее, далее. Лента здорового адвоката!

А ведь этот человек какой-то год назад искренне топил за любителей незаконных митингов. Какое чудесное и полное исцеление.

Выводы каждый сам себе сделает.

Но от всех единомышленников жду «Палец вверх» и подписку.