Всю свою жизнь Тамерлан провел в походах. Он отправлял свои армии, без преувеличения, в любой конец света. И во время каждой кампании добивался победы. В 1401-м году великому полководцу исполнилось 65 лет – своего рода, круглая дата. Отметить юбилей он намеревался вторжением в Китай, для чего собрал 200 тысяч войска.
Грандиозная армия была готова совершить бросок на восток. Но исключительно холодная зима привела к необходимости перенести нападение – погодные условия могли значительно затруднить военные действия. После этого эмир Тимур был занят другими делами, а через четыре года простился с жизнью.
В это время у него уже не было внешних соперников – каждый из соседей был разгромлен, а некоторые из них – и не один раз. Но сумел бы среднеазиатский военачальник победить Китай, если представить, что он начал собирать войска десятилетием или двумя ранее, когда находился на пике своих физических и интеллектуальных сил?
Так или иначе, это была бы исключительно сложная кампания, особенно, по чисто логистическим причинам. Всемогущий Гугл показывает, что между Самаркандом и Пекином расстояние 4 168 километров по прямой, и это далеко не простой путь даже в мирное время. Тем не менее, он вполне преодолим: между Самаркандом и Дели – 1 544 км, между Самаркандом и русским городом Елец – 2 598 км, между Самаркандом и Анкарой – 2 897 км. Каждый из этих городов Тамерлан в свое время брал. Подумаешь, надо накинуть полторы тысячи сверху. Для бешеной собаки сто верст – не крюк.
Тем не менее, общих границ с Поднебесной у среднеазиатской державы не было. Так что, в случае нападения это была бы война союзов. К примеру, в расположенный на востоке Могулистан Тимур за всю свою военную карьеру ходил едва ли не десять раз. Но так это государство и не покорил. В случае конфликта с Китаем его территория была ключевой целью.
Отсюда можно было попасть на Таримскую равнину, а дальше по горному проходу, коридору Хэси, дойти до западных китайских границ. И то – это еще не коренные земли этого государства. До его центра было все так же далеко. И в любой момент можно было бы ждать прекращения линий снабжения и удара в спину. Поэтому следовало опираться только на те силы и ресурсы, которые было бы можно взять с собой.
Второй маршрут шел в обход, и в таком случае путешествие армии завоевателей стало бы больше еще на тысчонку-другую километров. Но зато там располагалась дружественная Тамерлану Монголия, которая тоже враждовала с империей Мин. Она бы могла дать плацдарм, провиант, подкрепления. Да и возможных маршрутов для провода войск в данном случае было намного больше. Противник, как всегда бы, применял тактику выжженной земли. Но в любом случае, напасть на Китай для Тимура было можно. Вполне вероятно, что он бы воспользовался каждым из доступных путей.
Тем не менее, добраться до театра военных действий – это только половина дела. В Китае бы их ждало 60 миллионов населения, армия, численностью в миллион, составленная из опытных бойцов, которые победили в недавно закончившейся гражданской войне и собаку съели на отражении нападений монголов. В то время страной управляла династия Мин, едва ли не самая могущественная из китайских династий. А на троне сидел император Юнлэ, один из трех величайших правителей Поднебесной. Он был талантливый администратор и умелый полководец, который побеждал, в том числе, монголов, во время своих далеких походов в степь.
Учитывая, что преимущество имеет обороняющаяся сторона, и что армия имперского Китая больше войска Тамерлана в несколько раз, и что у Поднебесной уже имелась ранняя артиллерия, метавшая каменные и чугунные снаряды, едва ли бы этот поход оказался успешным.
#китай #средняя азия #тамерлан #война #сражения