«Самый грандиозный пляс бывает 22 июля. В этот день ежегодно устраивается администрацией бал, установленный в честь посещения Липецка в 1820 году императором Александром I», — читаем в очерке А. С. Толстова «Лето на Липецком курорте». Александровские балы сыграли огромную роль в развитии музыкальной жизни города.
Курорт «Липецкие минеральные воды» был основан в апреле 1805 года по повелению Александра I. В начале XIXвека он стал популярен среди российского дворянства. Минеральные воды прославили Липецк на всю Россию. Город стал не только «хранилищем прекрасных вод», но и «местом весёлости и забав», «увеселительным домом Москвы». Быт и нравы отдыхающих ярко описал в своей комедии «Урок кокеткам или Липецкие воды» князь А. А. Шаховской. Премьера комедии в Петербурге в октябре 1815 года имела огромный успех! Популярность открытого им курорта заинтересовала императора. Победитель Наполеона решил посетить курортный городок, о котором столько говорили в свете. В мае 1820 года незадолго до выезда Александра Павловича из Петербурга вспыхнул страшный пожар в Царскосельском дворце. Огонь охватил придворную церковь, галерею, главный корпус Лицея и часть покоев государя. Это событие произвело тягостное впечатление на императора, страдавшего тяжёлыми приступами «чёрной меланхолии». Придворные медики возлагали большие надежды на путешествие царя. Поездка планировалась длительная и должна была развеять тревожные, печальные думы властителя.
К его приезду маленький уездный Липецк усердно готовился. Александр Благословенный любил балы, был прекрасным танцором и галантным кавалером, поэтому по случаю его приезда решено было устроить БАЛ.
Традиция проведения балов начала складываться в России со времён Петра Великого, и к началу XIX столетия порядок проведения подобных праздников был чётко регламентирован. Тон и уровень балов был задан Г. А. Потёмкиным, не жалевшим средств на украшение залов, оплату музыкантам, великолепные ужины… Хорошо организованный и успешно проведённый бал для его устроителя был одним из путей к славе, однако далеко не самым простым. Необходимо было приложить титанические усилия, чтобы произвести впечатление на привыкших к роскоши и богатству представителей высшего света и самого императора, за плечами которого — множество придворных балов и знаменитый «танцующий конгресс» в Вене 1815 года. Итак, бал требовал серьёзной подготовки.
На липецком курорте большого танцевального зала не существовало, поэтому для проведения бала построили крытую галерею в Нижнем саду (парке). Галерея была просторна и богато украшена. Аллеи парка освещались разноцветными фонариками. Повсюду были разбиты клумбы цветов, развешивались гирлянды из листьев, устанавливались щиты и шпалеры, всему придавался праздничный вид. В начале лета администрация курорта пригласила несколько известных оркестров. С девяти часов утра в садах начинала звучать музыка. Публика, идущая на ванны, в бювет, к реке, наслаждалась вальсами и маршами, польками и полонезами и начинала пританцовывать. Обучение бальным танцам входило в программу дворянского воспитания, а для тех, кто был не слишком ловок на паркете, устраивались танцевальные вечера. Здесь учили хорошим манерам и танцам приглашённые артисты Императорского театра.
И вот торжественный день 22 июля 1820 года настал. Бал открывался традиционным полонезом, в первой паре шёл император. Танцы продолжались до утра. Мазурки и вальсы сменялись котильонами и кадрилями. Блистали бриллиантами роскошные наряды дам. «На дорожках сада толпилась многочисленная публика, любовавшаяся праздничным освещением, слушая музыку и ожидая фейерверка. Эффектный фейерверк был сожжён в одиннадцать часов». Торжество удалось, император остался доволен!
Александровские балы стали проводиться ежегодно. Они всегда были главным событием курортного сезона. Сложились традиции приглашения оркестров, танцевальных вечеров, детских танцевальных утренников. Бал обставлялся очень красиво: в ход пускались световые и цветочные эффекты. Каждый год являлись новшества: «баталия конфетти и серпантин» или известные дирижёры и распорядители танцев. Успех бала определялся количеством танцующих, красотой убранства зала, изяществом дамских туалетов, оживлением танцев и фамилиями приглашённых дирижёров и артистов. В 1853 году вместо галереи было построено здание курзала. Здесь располагался концертный зал, который более 100 лет являлся лучшим местом для проведения музыкальных и литературных вечеров, оперных и драматических постановок.
Именно в этом здании в 1957 году начала свою работу Липецкая государственная филармония.