Почему Вы выбрали профессию аналитика?
Начать, наверное, нужно с того, что изначально я не выбирала профессию аналитика, скорее она в какой-то момент меня выбрала. Когда я окончила институт, я вышла оттуда финансовым менеджером, то есть могла прийти в компанию, чтобы анализировать ее деятельность с точки зрения денег и, частично, каких-то других количественных показателей, которые в том или ином виде влияют на деньги в компании. Если говорить про старт карьеры, отправной точкой можно считать Афишу, куда я пришла финансовым или бизнес аналитиком, не помню точно, как называлась моя должность. Я занималась разного рода бюджетированием, прогнозированием, оценкой новых инвестиционных проектов, решениями о запуске нового журнала, о его экономике, сайтом.
То есть продуктовыми, проектными, финансовыми, аналитическими материалами, которые я создавала. Работая там, я поняла, что деятельность компании, какой бы финансово успешной, именитой, имеющей аудиторию, она ни была, никогда не осуществляется в вакууме. Всегда есть какие-то внешние факторы и обстоятельства: конкуренты, рынок, потребители, государственные инициативы и законопроекты. Все это так или иначе всегда влияет на деятельность бизнеса.
Без внешних данных невозможно сделать выводы о том, хороши цифры или плохи. Например, у нас выручка выросла на 5 процентов за год. Хорошо это или плохо? Вроде выросла, значит хорошо. А если одновременно с этим рынок вырос на 25 процентов? А если появилось какое-то количество новых конкурентов, и мы потеряли долю рынка? А если посмотреть на какой-то другой набор факторов, то, может быть, уже и не так хорошо. То есть невозможно правильно оценить деятельность компании, не обращая внимания на окружающую действительность.
Дальше я продвигалась по карьерному пути в сторону анализа других количественных индикаторов, которые тоже относились к деятельности компании, конкурентов и рынка. Так, после Афиши была уже объединенная компания Афиша-Рамблер. Это интернет, там важны, критичны и актуальны цифры трафика, его источники и типы: платный или нет, органический или поисковый. Важны время, проведенное пользователями на сайте, глубина просмотра, эффективность контекстной рекламы, рейтинг популярности материалов и так далее. Такой количественный анализ был дополнительной нагрузкой и одним из факторов моего дальнейшего развития.
Потом уже был РБК, и здесь я полностью погрузилась в исследования: внутри компании был проект, РБК-исследования, мне предложили стать его руководителем, потому что я, с одной стороны, я понимала суть задач, могла разговаривать с аналитиками на одном языке и сама этим занималась, а с другой - могла быть менеджером и руководить этим как бизнес-юнитом. Я понимала взаимосвязь и взаимовлияние процессов: если мы в одном месте мы что-то сократим, увеличится ли что-то в другом или сократится, сократится ли критично и тому подобные вещи.
Поэтому, начиная с 2015, я занимаюсь исключительно исследованиями, причем исследованиями абсолютно разных рынков: это были и потребительские рынки, и промышленность, и сфера услуг, и недвижимость, что мы только не исследовали, работая в РБК.
После этого был небольшой период времени, когда в моей практике появились исследования, связанные с урбанистикой, с большими данными, с благоустройством и развитием территорий. Это тоже был важный кусок времени, давший мне дополнительное профессиональное развитие. После этого уже появилась наша собственная исследовательская компания, продолжившая заниматься этим, отталкиваясь от цифр, аналитики и статистики.
Вы возглавляете команду аналитиков. Чем «Мониторинг устойчивого развития» отличается от конкурентов?
Важно, что мы не просто делаем исследование, мы решаем определенную задачу клиента, и для этого необходим индивидуальный подход.
Я больше всего ценю в аналитиках способность здраво мыслить, и владения несколькими методологиями недостаточно. Они должны владеть всеми инструментами и качественного, и количественного исследования. Так, в количественном исследовании это опросы и онлайн опросы. Если речь идет о качественных исследованиях, то это фокус-группы, интервью, очень глубокое погружение в тему, тоже необходимое аналитику. Пока речь не идет о больших данных, но это статистика её нужно правильно обработать и интерпретировать. Когда мы совмещаем два этих метода, получаются самые точные и правильные выводы о предмете исследования.
Наши аналитики владеют всеми известными методами анализа
- статистическими
- количественными
- качественными
Они гибкие и здравомыслящие: не предлагают клиенту весь спектр доступных возможностей, а подходят к каждой задаче индивидуально, смотрят на нее с точки зрения правильности выполнения: подбирают оптимальные инструменты для выполнения аналитической функции, ищут подходящие источники данных и так далее.
#мониторингустойчивогоразвития #monitoringsustainabilityrussia