ИНТАРСИЯ (итал. intarsio – врезание, углубление) – инкрустация деревом по дереву, соединяющая в целостную композицию наподобие мозаики элементы различных пород дерева. Подбирали разную по цвету древесину, нарезали на тончайшие ленты шпона, склеивали их до листов необходимого размера и вырезали элементы для мозаики. Детали, образующие узор, плотно подгоняли друг к другу, аккуратно склеивали и тщательно полировали. Это было виртуозное искусство с ярким эффектом иллюзии, который достигался применением геометрических принципов линейной перспективы.
Классический образец интарсии – реалистичное изображение приоткрытых шкафов с научным оборудованием, религиозными атрибутами, музыкальными инструментами и, конечно, книгами.
В середине XV века интарсии стали изысканным декором СТУДИОЛО (итал. studiolo) – небольшого приватного помещения, сочетающего функции рабочего кабинета, библиотеки и хранилища реликвий.
Самым роскошным по праву считались студиоло дворцов в Губбио и Урбино герцога Федерико да Монтефельтро. Несколько интарсий изображают приоткрытые шкафы c молитвенниками, хоровыми книгами, философскими сочинениями: Гомер, Цицерон, Сенека, Вергилий, Библия, схоластические труды Дунса Скота.
Невероятно реалистично выглядит интарсия круглого стола на восьмиугольном основании с тремя фолиантами на столешнице и ещё тремя – на четырёхгранном пюпитре.
Стройный ряд интарсий венчают живописные полотна Йоста ван Гента при участии Педро Берругете. Примечателен портрет самого герцога, размещенный в студиоло урбинского дворца. Федерико поглощён чтением кодекса из личной библиотеки. Двойная иллюзия: будто герцог читает том, извлечённый из рядом стоящего шкафа.
Не менее виртуозно исполнены интарсии из аббатства Монте Оливето Маджоре недалеко от Сиены. Создавший их итальянский мастер Фра Джованни да Верона, монах бенедиктинского ордена конгрегации Оливертанцев, разработал индивидуальный стиль и собственную технологию тончайшей обработки материалов. Детализированные изображения богослужебных книг можно видеть в оформлении церковных хоров и полуоткрытых шкафов сакристии – помещения сбоку или впереди алтаря, где хранились культовые предметы и совершались некоторые религиозные обряды. Это было поистине виртуозное наполнение интерьера воображаемыми вещами, создающими молитвенную атмосферу.
Предметное наполнение интарсий – наглядное свидетельство того, что и религиозный, и светский интерьер был невообразим без книг. В ренессансной картине мира венцом божественного творения был Человек, а венцом человеческого творения была Книга.