Целью модели STEPPA (создана Dr. Angus McLeod) является помощь в понимании контекста ситуации клиента и окружающих ее эмоций, она представляет собой достаточно интересную альтернативу модели GROW.
Это модель, которая задействует эмоции, cопровождающие проблемы или различные ситуации, которые могут возникнуть в бизнес-среде. Эти эмоции можно использовать как топливо, чтобы сосредоточиться на новых целях и улучшениях для достижения успеха.
Этот инструмент обычно используется, когда необходимо преодолеть трудный эмоционально-заряженный момент. Рассмотрим расшифровку данного акронима.
- Subject (Тема). Предмет обсуждения.
- Target (Цель). Идентификация четкой цели (в идеале по SMART)
- Emotion (Эмоция). Эмоции, окружающие цель, и выяснение их роли и/или пользы.
- Perception (Восприятие). Важность достижения цели для более широких целей в жизни.
- Plan (План) и Pace (Темп). Пошаговый план достижения цели.
- Action (Действие). Оценка и обзор сессии, чтобы убедиться, что клиент понял, что он узнал.
Рассмотрим каждый из этих компонентов модели в отдельности.
Subject
Отправной точкой сессии является определение и понимание предмета и контекста обсуждения.
Как правило, клиенту предлагается инициировать обсуждение и поднять тему для обсуждения. Роль коуча будет заключаться в том, чтобы поддерживать клиента, отделяя любые эмоции, которые могут омрачить дискуссию и помешать развитию каких-либо будущих целей. Коучу помимо терпения также может потребоваться некоторое время и подсказки, чтобы полностью разобраться в масштабах и контексте предмета.
Эмоции, связанные с рассматриваемой проблемой, являются важным фактором на этом этапе, так же как и обращение с эмоциями должно быть деликатным, поскольку эмоции могут создать негативную среду, если их не контролировать.
Примеры вопросов:
- Что бы вы хотели обсудить?
- Есть ли область, на которой вы хотели бы сосредоточиться?
Target
Необходимо определить цель, чтобы достичь того, что необходимо и желаемо. Для этого коуч должен поставить задачи, определить их и наметить практичный план действий для выполнения согласованных задач.
Если цель не может быть сформирована сразу, то коуч должен мягко подтолкнуть клиента и направить его к желаемому результату. Цель должна быть достаточно мотивирующей, чтобы клиент захотел ее достичь, но не настолько, чтобы она была недостижимой.
Примеры вопросов:
- Что бы вы хотели получить в результате этой сессии?
- Каковы ваши долгосрочные цели?
- Когда вы планируете достичь текущих целей?
Emotion
Эмоции могут быть как мотивирующими так и демотивирующими для клиента, в том смысле, что они могут влиять на достижение целей как отрицательно, так и положительно.
Эмоции, если их использовать с пользой, являются импульсом для мотивации достижения целей. Коуч может помочь направить и интерпретировать эмоции, возникающие для достижения целей.
На этом этапе коуч становится важным проводником, чтобы уметь управлять эмоциями и направлять их в сторону реализации желаемого. Коуч должен уметь понимать и распознавать эмоции, чтобы помочь клиенту лучше их контролировать и обрабатывать.
Не все коучи умеют справляться с эмоциями клиента, чтобы использовать их в своих интересах во время коуч-сессий, иногда для этого требуется специальная подготовка.
С другой стороны сильная эмоциональная реакция со стороны клиента может поставить вопрос, а стоит ли вообще идти к поставленной цели? Необходимо учитывать, что при отсутствии контроля над эмоциями, они могут привести к негативным моментам и даже блокировкам для достижения успеха.
Примеры вопросов:
- Насколько сильно вы хотите достичь своей цели — по шкале от 1 до 10?
- Если вы достигнете своей цели – как вы будете себя чувствовать? Как это будет выглядеть?
- Насколько вы мотивированы для достижения этой цели?
- Что могло бы сделать вас более мотивированным?
- Что именно волнует вас в этой цели?
- Как вы узнаете, что достигли своих целей?
Perception
На этом этапе восприятия и выбора в модели STEPPA коуч расширяет для клиента панораму восприятия изменений, которые должны быть сделаны.
Коуч не должен пытаться что-то решить за своего клиента, вместо этого он должен просто направлять человека по единственному пути к SMART-цели, позволяя ему продолжать принимать собственные решения.
Затем на этом этапе они ищут лучшие альтернативы для достижения целей. Тренер будет задавать правильные вопросы, чтобы иметь возможность расширить картину, продумать ходы и проявить творческий подход, чтобы начать действовать.
Примеры вопросов:
- Что вы думаете о текущей ситуации?
- Что вы уже пробовали?
- Какие проблемы еще остались?
- Ваша цель определенно то, что вам нужно в данный момент?
- Какой выбор вы делаете в настоящее время? Какие еще есть варианты?
- Каково ваше влияние на других людей? Каковы будущие последствия?
- Как вы могли бы использовать свои сильные стороны?
- Что бы вы могли сделать, если бы ресурсы (время, деньги и т. д.) не были ограничением?
Plan и Pace
После первоначального определения цели и общего пути необходимо разработать и систематически организовать первые шаги на этом пути.
Опять же, коуч должен просто оказывать поддержку, позволяя человеку определять и контролировать свои собственные решения и действия. План должен следовать ряду шагов, которые полностью намечены и находятся под контролем человека, без какой-либо двусмысленности или трудного выбора, которые нужно сделать на маршруте — вместо этого все решения должны быть приняты до того, как план начнет претворяться в действие.
У клиентов должны быть уже своего рода четкие инструкции и установленные процессы, чтобы они могли проверять свой прогресс на регулярных этапах маршрута. Коуч может предложить потенциальные поправки к этим тщательно разработанным планам, чтобы в дальнейшем помочь человеку найти наиболее подходящий путь к своим целям.
Примеры вопросов:
- Что кажется естественным следующим шагом в этом процессе?
- Что это откроет вам двери?
- Как выбранные вами варианты приблизят вас к вашим целям?
- Оглянитесь назад, как только вы достигли своих целей – какие были шаги?
- Когда вы предпримете каждый из этих шагов?
- Каковы сроки вашего прогресса?
- Как вы будете анализировать и измерять прогресс?
- Какая поддержка может вам понадобиться?
- Реальны ли эти сроки?
Action
Когда план рассмотрен, коуч и клиент готовы действовать. Мотивация на этом этапе снова становится важной, потому что внимание и положительные эмоции вовлеченных могут быть связаны с достижением предложенных целей.
На данном этапе происходит обзор всех предыдущих стадий коучингового процесса. В этот момент следует подумать о том, не нужно ли продумать какие-либо дополнительные шаги, чтобы сделать цели более достижимыми для подопечного, или определится с тем, какие действия уже неуместны.
Если это так, то этапы этого процесса, возможно, придется повторить, чтобы получить полную приверженность от человека.
Примеры вопросов:
- Чему вы научились на сессии?
- Что может потребоваться отрегулировать?
- Какие возможные барьеры вы можете преодолеть на первом этапе?
- Разумен ли ваш план?
Резюме
Итогом успешной коучинговой сессии по модель STEPPA является ситуация, когда чтобы клиент уходит с коуч-сессии с представлением о своей текущей ситуации, долгосрочных и среднесрочных целях, о влиянии собственных эмоций на мотивацию и о том, как улучшить свой драйв, лучше воспринимать свои действия на себя и окружающий мир и иметь тщательно разработанный план действий с четко определенными шагами и измеримыми целями.
Это должно позволить им сохранять свою мотивацию на протяжении всего управляемого процесса достижения их долгосрочных целей.
Модель коучинга STEPPA используется в большинстве случаев в моменты кризиса или конфликта, которые возникают в новом проекте или ситуации, в которой нуждаетесь в решении проблемы, чтобы иметь возможность совершенствоваться в процессе. Это не только помогает систематически разрешать конфликты, но и помогает вовлеченным в них людям.
Модель коучинга STEPPA — это модель достижения результатов, которая подчеркивает важность роли клиента в достижении этих результатов. Коуч играет в данном случае роль гида, который помогает усилить роль мотивирующих эмоций, чтобы они сработали наилучшим образом.
Эта модель подчеркивает эмоциональную сторону как ключевой фактор в решении проблем, когда речь идет об организации целей и их достижении.
#коучинг #личностный рост #изменения #steppa #stepppa #эмоции #эмоциональный интеллект