Продолжаем уроки русского языка, а именно уроки фонетики. Сегодня на очереди разбираем так называемые йотированные гласные. О них немного я писала в этом посте: “Про гласные звуки”.
Мы уже знаем, что в русском алфавите у нас 10 гласных букв, но при этом всего лишь 6 гласных звуков: [А], [И], [О], [У], [Э], [Ы]. Все потому, что в русском языке есть такие буквы, которые на письме не только обозначают гласный звук, но и указывают на мягкость стоящего перед ним согласного, а в некоторых словах обозначают два звука. Такие буквы и называют йотированными. Практически во всех учебниках начальной школы к таким буквам относят 4 буквы - Е, Ё, Ю, Я, но на самом деле таких букв 5, т.к. буква “И” в некоторых случаях также может давать двойной звук. В каких именно, мы сейчас разберем.
Я заметила, что самой распространенной ошибкой в этой теме является то, что почему то большинство детей считают, что буквы Е, Ё, Ю и Я во всех случаях дают двойной звук. И поэтому всегда обозначают их соответствующим звуком: [Й’А], [Й’О], [Й’Э], [Й’У]. Почему это так закрепилось в их памяти, мне не понятно, но предполагаю, что в процессе изучения темы больше делают акцент на зазубривании теории, а не учат слышать звуки. Попробуйте, например, распеть с ребенком слово “Ёлка”, и вы услышите, что вместо “Ё” у нас получается [Й’О], а вот теперь попробуйте пропеть слово “мёд”, ну разве там можно услышать [Й’]? Нет, там мы слышим только [О]. Так вот, данные буквы у нас могут обозначать не только двойной, но и одиночный звук. Но как это еще можно проверить?
В учебниках русского языка у нас есть такое правило:
При объяснении темы именно на этом правиле акцентируют внимание детей, а именно на этих трех пунктах, когда йотированная гласная дает двойной звук. При этом опускают факт, что есть случаи, когда буквы дают один звук. Как вы думаете, что детям легче запомнить? Правило из трех пунктов или одно исключение? Я все-таки думаю, что одно исключение. Поэтому я бы лучше сделала акцент на вот этой строчке из правила:
Во всех остальных случаях эти буквы дают один звук.
Потому что “во всех остальных случаях” на самом деле включает в себя только один, а именно: если перед Е, Ё, Ю и Я стоит согласный звук. Поэтому лучше сделать акцент именно на этом: “Что если перед Е, Ё, Ю и Я стоит согласный звук, то они будут давать только один звук”. Смотрим на примере:
На карточке как раз показаны оба случая.
Для запоминания этого правила есть ряд приемов. Самый лучший прием, который я видела - это придумать из этого правила сказку. Пример видела у одного педагога:
Буквы Е, Ё, Ю и Я очень любят хулиганить и часто используют рогатку - “Й” и дают два звука. Но очень бояться согласную букву - полицейского и когда ее видят перед собой, то никогда рогатку не используют.
Здесь можно придумать много разных вариантов, использовать героев, которые интересны ребенку. Вспоминая эту сказку, ребенок точно не ошибется.
Теперь про букву “И” и почему она тоже бывает йотированная. В учебниках этому не уделяется особое внимание, но задания с буквой “И” могут встретиться в конкурсных или олимпиадных заданиях. Буква “И” дает йотированный звук только в одном случае - если перед ней стоит разделительный мягкий знак. Это могут быть такие слова, как воробьи, соловьи, скамьи и т.п. Попробуйте пропеть эти слова, и вы в этом убедитесь.
Вот и все про йотированные гласные! Если было полезно, не поленитесь поставить лайк и оставить комментарий! До встречи в новых постах!
#русский язык #начальная школа #фонетика #разбор #детям #помощь родителям #шпаргалка #школьная программа #репетитор #учитель