В преддверии 77-летия со Дня Победы мы решили вспомнить историю отважной женщины-водолаза Нины Соколовой, которой в 1942 году руководила прокладкой по дну Ладожского озера трубопровода. Именно по нему в блокадный город подавалось топливо. А затем она же участвовала в прокладке кабеля жизни, благодаря которому Ленинград получил бесперебойную подачу электричества.
Первая советская женщина-водолаз
Нина Соколова родилась в Череповце в 1912 году. В Ленинград она приехала в начале 30-х, где и закончила институт инженеров водного транспорта. Только получив диплом, она сразу оказалась в знаменитом ЭПРОНе (экспедиция подводных работ особого назначения).
Нина всегда хотела участвовать в работе лично, хотя подходящего для неё снаряжения и не было: в те годы водолазные костюмы были рассчитаны на крепких и сильных мужчин. А для миниатюрной Соколовой, рост который не превышал 157 сантиметров, ничего не было.
Однако Нина решила, что это не повод отступать и отправилась на курсы водолазного дела. В результате ей удалось добиться того, чтобы для неё сконструировали специальный водолазный костюм — по росту. Правда, весил он в два раза больше своей хозяйки.
Военная служба
В начале Второй Мировой войны Нину зачислили на военную службу в качестве военного инженера 3 ранга. А когда в 1941 году началась Великая Отечественная, военнообязанными стали все сотрудники ЭПРОНа. Тогда перед подразделением Соколовой и встала важная и опасная задача: обеспечить работу Дороги жизни.
Работу приходилось делать оперативно и зачастую прямо под обстрелами. Таким образом восстанавливались повреждённые подводные коммуникации, а также поднимать затонувшую технику.
30 километров трубопровода на дне Ладоги
Весной 1942 года Дорога жизни работала бесперебойно, однако руководство города осознало, что достаточных запасов топлива в городе собрать не удалось. А тем временем оно было необходимо и для обеспечения войск.
Ладога очистилась ото льда и доставка топлива в осаждённый город стала очень сложной задачей. Тогда у Нины Соколовой родился дерзкий план, который многие сочли рискованной авантюрой. Женщина-водолаз предложила проложить по дну озера сборный трубопровод.
Москва согласилась на этот план, однако возложила всю ответственность за его выполнение на ленинградцев. Жителям блокадного города было необходимо уложиться в 50 дней. Им предстояло проложить 30 километров трубопровода.
Подготовительные работы в Кобоне стартовали 5 мая. Собранные на берегу 200-метровые секции труб доставляли по воде “поплавками” — привязанными к ним брёвнами. Как только “поплавок” оказывался на месте — трубы сваривали между собой и опускали на дно, где их затем и фиксировали водолазы.
Работа кипели практически круглосуточно: и в шторм и при обстрелах. Нина Соколова опускалась на дно вместе с водолазами, контролируя каждый шаг. В итоге им удалось уложиться в рекордный срок — 41 день.
Кабель жизни
Трубопроводом дело не ограничилось. Топливом Ленинград был обеспечен, но была необходима ещё и электроэнергия. Тогда Соколова и её бригада снова взялись за невозможное: укладку и монтаж 23-километрового кабеля.
На работу ушло 47 суток, а 23 сентября в блокадный Ленинград поступило электричество. Во время работы рядом с Соколовой взорвался снаряд и отважная женщина получила контузию. Впрочем, оставаться в госпитале она не захотела, ведь предстояло ещё много дел.
Нина Соколова закончила войну в чине инженера-подполковника. А в отставку ушла будучи инженером-полковником в 1958 году. Закончив военную карьеру она стала преподавателем в училище им. Фрунзе и Высшее военно-инженерное техническое училище.
Подготовлено по материалам “Петербургского дневника”.