Найти тему
Музеи Московского Кремля

Русские придворные одеяния XVI-XVII веков

На протяжении тысячелетий модный костюм являлся «зеркалом своего времени», отражением особенностей исторической эпохи. Он был инструментом политики и знаком сословной принадлежности, символом успешной карьеры и положения в обществе. Каждая эпоха создавала новый идеал красоты, в котором модное платье играло самую существенную роль. Оно формировало образ и стиль жизни. В новой рубрике #музеикремля_мода будем обсуждать предметы гардероба, которые использовали в России представители разных сословий в разные эпохи.

Сегодня поговорим о русских придворных одеяниях XVI-XVII веков. Они во многом повторяли покрой традиционного национального костюма, отличавшегося свободным силуэтом, значительной длиной и обилием составных частей – нижних и верхних одежд, которые надевали поверх друг друга. Самым распространенным видом мужского платья был кафтан. Сшитые из дорогих заморских тканей кафтаны и зипуны представляли сложный многослойный наряд, украшенный серебряным кружевом, драгоценным застежками и мехами. В женском костюме также придерживались принципа многослойности: широкий покрой одежд скрывал очертания тела, оставляя открытыми лишь руки и лицо.

Шествие на Соборной площади. Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Москва, 1672-1673.
Шествие на Соборной площади. Иллюстрация из «Книги о избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великия России самодержца». Москва, 1672-1673.

Русское платье не избежало внешних заимствований. В его силуэте ощущалось влияние византийских и восточных традиций. В правление царя Федора Алексеевича во второй половине 1670-1680-х годов получил распространение польский костюм. Это нововведение изменило привычный покрой кафтана: он стал более облегающим и коротким, появилась иная форма рукавов, другие виды застежек. Польский костюм был разрешен при дворе молодого государя и даже вошел в моду в среде московской знати. «Немецкое», то есть любое другое европейское платье, неоднократно запрещалось к ношению именными царскими указами как противоречащее национальной эстетике и обычаям. Такое платье могли носить лишь государевы скоморохи, а царские дети надевали его как потешный костюм во время игр и забав.

Русские цари регламентировали внешний облик придворных чинов и заботились о том, чтобы их парадные одеяния выглядели роскошными. Царь Федор Алексеевич накануне праздников отдавал распоряжение высшей знати и думным чинам «быть в золоте» на церемониях. Дворцовые разряды свидетельствовали: «У кого золотых кафтанов не было, тех в соборную церковь не пускали и впредь пускать не велено, и для того у церковных дверей поставлены были полуполковники стрелецкие».

Золотный кафтан, сшитый из драгоценной парчи, был очень дорогой одеждой. «Золотчики» – чины, имевшие такие кафтаны в своем гардеробе, – получали привилегию присутствовать на праздничных богослужениях и приемах в царской резиденции. Их великолепный наряд символизировал богатство и величие государства, был знаком единства русской элиты.

Фрагмент взят из книги Ю.Н. Уваровой «Бальный и придворный костюм в России XVIII – начала XX века».

Ф.Г. Солнцев. Доказательства костюма русских в XVI и XVII столетии. Платье Годунова. Портреты бояр Власьева и Потемкина. Лист из папки с рисунками «Опыт о русских одеждах и обычаях с IX по XVIII столетие. Одежда русских. Одежда светская». 1834.
Ф.Г. Солнцев. Доказательства костюма русских в XVI и XVII столетии. Платье Годунова. Портреты бояр Власьева и Потемкина. Лист из папки с рисунками «Опыт о русских одеждах и обычаях с IX по XVIII столетие. Одежда русских. Одежда светская». 1834.

© Музеи Московского Кремля

#музеикремля