Найти в Дзене

Метод проектов в патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Проектные технологии в дошкольном образовании неслучайно приобрели большую популярность. Участие ребёнка в них дает ему возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектных технологий как одного из методов развивающего обучения способствует творческому развитию педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых. Рассмотрим традиционную форму проекта - педагогический проект.

Типы проектов, используемые педагогами: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские, практико-ориентированные. По продолжительности используем краткосрочные (от одного дня - до 1-2 недель) и среднесрочные (от 2 недель - до 1 месяца) проекты, посвящённые тематическим дням, государственным праздникам, значимым событиям.

Так в ходе реализации проекта «Моя малая Родина», приуроченного к празднованию Дня народного единства воспитанники совершили виртуальные экскурсии по посёлку, в беседах с педагогами и родителями выяснили, какие предприятия работали в посёлке, познакомились с символикой посёлка. Составляли рассказы на темы «Моя семья», «Мой любимый дворик», была организована выставка детского рисунка «Посёлок глазами детей». Поделились впечатлениями из собственного опыта, в каких местах Кемеровской области бывали вместе с родителями, участвовали в конкурсах фоторабот «Кузбасс и лето в объективе». Лучшие работы были представлены на конкурс. Ребята в ходе конструирования из строительного материала строили улицы посёлка, в подготовительной группе, используя макет и дополнительные материалы, представили посёлок своей мечты. В ходе подготовке к празднику, посвящённому Дню народного единства, воспитанники читали стихотворения, пели песни о родном крае. Были проведены спортивные соревнования «Лучшие рекорды родному посёлку», где воспитанники соревновались в ловкости и быстроте. Изучили животный и природный мир родного края, создали свою «Красную книгу». Педагоги совместно с родителями пополнили наглядный материал в группе по тематике проекта (стенд, альбомы, фотографии, макеты).

В «Мастерской Деда Мороза»

Воспитанники узнали, как празднуют Новый год в различных странах, рассмотрели старые новогодние игрушки, которыми наряжали ёлки их бабушки и дедушки, изготавливали игрушки своими руками и в сотворчестве с родителями выполняли новогодние композиции, лучшие из которых были представлены на районные конкурсы, проводимые ИМЦ Управления образования и в ЦДТ. Воспитанники учились изготавливать ёлочки из подручных материалов, чтобы не губить настоящие деревца, разучивали стихи, песни и пляски к новогодним утренникам, изготавливали открытки и различные поделки в ходе совместной деятельности, обсуждали, какие костюмы и из чего можно сделать. Педагоги в свою очередь помогали детям и вооружали родителей памятками и буклетами по темам «Безопасный новый год», «Берегите ёлочки», «Новогодний костюм: быстро, дёшево, удобно». Также педагоги совместно с родителями подарили детям новогодний праздник, сказочно украсив музыкальный зал, который был представлен на районный конкурс «Лучшее оформление помещений ДОУ к новому году».

Организация проектов «День защитников отечества» и «Международный женский день»

Педагоги с помощью родителей оформили выставку «Защитники Отечества», где разместили фотографии пап, дедушек, прадедушек в военной форме. Дети, рассматривая фотографии, сравнивали военную форму, пытались угадать, какому виду войск относится то или иное обмундирование, по предложению воспитателя сравнили одежду военнослужащих разных лет, объясняли, почему у моряка на голове бескозырка, а у солдата-пехотинца – каска, а у танкиста – шлем. Воспитанники изготавливали постройки на военную тему из различного строительного материала, конструктора ЛЕГО, счетных палочек и других материалов. Рассматривали картинки «Профессии», организовывались ситуативные беседы: «Если заболела мама», «Как я помогаю маме (папе)», «Почему я хочу быть похожей на маму (папу)», «Почему нужно помогать девочкам и защищать их». Воспитанники разучивали сценки, прослушивали художественную литературу, играли в сюжетно-ролевые, спортивные, подвижные игры, разучивали стихотворения, прослушивали музыку и песни, разучивали понравившиеся, готовили подарки из бумаги для мам и пап, участвовали в тематических праздниках, а совместно с родителями подготовили выставку военной техники и «Подарок для мамы, бабушки».

Реализуя проект «Лаборатория Всезнайки», воспитанники узнали, кто такие учёные, в каких областях работают, пробовали свои силы в науке, изучали свойства предметов и явлений (экспериментировали с водой, магнитом, цветом, узнавали свойства бумаги, ткани, взвешивали различные предметы, посадили семена цветов и овощей, наблюдают за их развитием). Закрепляли свои знания в различных играх.

Реализуя проект «Победный май» воспитанники, конечно же, рассматривали иллюстрации, посетили мини музей ДОУ, участвовали вместе с родителями в различных акциях, размещая результаты совместного творчества в социальных сетях, предоставляя материалы для публикации на сайте ДОУ. Воспитанники подготовительной группы сходили на экскурсию к памятнику павшим в годы Великой Отечественной войны соотечественникам, возложили цветы, изготовленные своими руками. Воспитанники участвовали во Всероссийских детских конкурсах, предоставляя видео записи прочитанных стихотворений о войне, родном крае, отсылая рисунки (наши воспитанники отмечены дипломами победителей и лауреатов). Воспитатели совместно с родителями организовали выставку макетов, фотографий, информационного материала в приёмных групп. В группах прошли праздничные мероприятия. Конечно, не все задумки были реализованы в связи с вынужденными выходными, но дистанционно воспитатели привлекали родителей к участию в акции «Бессмертный полк» и «Окна Победы».

Реализация проекта "Все профессии важны"
Реализация проекта "Все профессии важны"

Таким образом, метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

  • педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
  • родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
  • дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.