В честь Дня водолаза мы публикуем вторую часть интервью с Александром Семеновым, всемирно известным подводным фотографом-биологом, популяризатором науки и начальником водолазной службы Беломорской биологической станции (ББС) МГУ. Сегодня он расскажет о технической стороне профессии — какая нужна техника, где искать животных для съемки, — а также о том, как стать подводным фотографом-биологом. Не забудьте прочитать первую часть нашей беседы.
Насколько вообще сложно заниматься подводной съемкой?
Поначалу было сложно даже навестись нормально — объекты уходили из кадра раньше. Если я выныривал с тремя удачными фотографиями, то уже замечательно. Спустя 15 лет если я выныриваю с тремя удачными фотографиями… это тоже хорошо, потому что у меня за это время сильно подросли требования к уровню снимков, хотя делать их, конечно, стало намного проще, да и техника совершенно другого уровня.
На самом деле это все несложно, но, как и во всем, нужен опыт. Важно, чтобы ты спокойно плавал под водой и не думал о том, что сейчас утонешь, у тебя неправильная развесовка груза, тебя уносит течением или заканчивается кислород. Когда у тебя вся техническая сторона погружений уже на уровне рефлексов, можно сконцентрироваться на съемке и думать о приятном, например, что твои фотографии или видео будут смотреть миллионы людей в новом фильме BBC, и тебе нужно снять все так, чтобы они рты открывали от восхищения. По большому счету все дело только во времени, проведенном под водой, и в практике. Когда я впервые взял в руки подводную камеру, оказалось, что я не умею ровно держаться в воде и пришлось учиться этому. Первое время я снимал, задерживая дыхание на минуту, пока выстраиваю кадр и ловлю фокус, иначе при вдохе или выдохе меняется положение тела. Иной раз ты ныряешь в месте с илистым дном и в результате одного неудачного взмаха ластой поднимаешь гигантское облако мути, которое не оседает, потому что там нет никакого течения. В таких местах я снимал вниз головой, что в начале тоже было сложновато. Теперь я делаю это абсолютно спокойно: в одной руке камера, другой держусь за камень, вишу вниз головой и что-нибудь снимаю. Иногда приходится в толще воды без какой-либо опоры фокусироваться на полупрозрачном очень маленьком животном, это тоже требует сноровки. Сейчас мне это вообще не кажется сложным, но поначалу был настоящий челлендж.
Как стать подводным фотографом?
Я знаю как стать фотографом-биологом! Это просто — пойти на кафедру зоологии беспозвоночных животных биофака МГУ, где у нас растят морских биологов. После третьего курса студенты нашей кафедры проходят большую полевую практику на ББС. Еще до приезда можно пройти самое базовое обучение в дайв-центре, заранее со мной договориться о погружениях во время практики и на станции уже нырять сколько получится, осваивать научный дайвинг и сбор материала, учиться водить лодку и страховать других. Мы бесплатно и с удовольствием тренируем всех желающих, даем оборудование — оно у нас профессиональное и в отличном состоянии. А дальше все зависит от желания и упрямства студента: как только он научился уверенно держаться в воде, ему можно выдать камеру и рассказать, что с ней делать. К моему удивлению, не так много студентов у нас пользуются этой возможностью. Но классно, что они есть!
Еще у нас действуют волонтерские программы, участники которых помогают выполнять заявки на добычу живого материала. Когда-то они тоже были студентами, проходившими на ББС практику, а теперь периодически приезжают, просто потому, что у нас хорошо и есть куча интересной работы. Благодаря им сейчас водолазная служба находится на таком уровне, что практически любую заявку мы выполняем за день-два. Такой водолазной службы нет ни на одной станции мира. Как правило, водолазы на других станциях есть, но они заняты своей работой, а если и могут доставать что-то по заявкам, то это не бесплатно и, как правило, связано со всякой предварительной бюрократией.
А что делать человеку не из МГУ?
Дорожная карта предельно проста — погрузился в биологию, освоил дайвинг, пошел практиковаться. Если нет базовых знаний — можно пройти онлайн-курсы от ведущих вузов мира, сейчас даже приличный выбор есть. Затем записаться в хороший дайв-клуб, отучиться и получить свою первую корочку. Можно сразу пройти дополнительные курсы — я всегда всем советую дойти до уровня Rescue, дайвер-спасатель. Закупившись техникой, можно потренироваться в не самых дорогих поездках на том же Красном море, или сразу поехать морозить себя в Териберке в Баренцевом море.
С минимальным опытом и уверенностью уже можно пробовать вписаться волонтером на биостанции по всему миру, присоединиться к экспедиции, сходить в Антарктиду или участвовать в картировании кораллов где-от в теплых морях — возможностей и совершенно уникальных вакансий на удивление много. А уж от бесплатной помощи вообще мало кто отказывается, но тут надо быть готовым немного заплатить самому за билеты и снаряжение.
Кстати, какой нужен фотоаппарат для подводной съемки?
Погружаться можно с любой камерой, которая снимает на земле, просто нужно упаковать ее в специальный герметичный бокс. Стоимость такого оборудования самая разная и зависит от производителя и модели камеры. Особо отчаянные могут вообще с пакетом нырять — у меня однокурсник когда-то так делал. А так это выточенный из единого куска металлический бокс, который состоит из двух половинок, имеет разные сменные порты под разные объективы, и каждая кнопка на боксе нажимает на ту же кнопку на камере. Так что фактически это водонепроницаемый чехол с полностью дублированным управлением.
Под разные задачи техника разная: видео мы снимаем одной камерой, фото — другой, светящиеся организмы — третьей, для съемки флуоресценции ставим специальные фильтры и используем ультрафиолетовые светильники. Сейчас с техникой все очень просто — купив самый простой б/у комплект на барахолке подводных фотографов, вы, скорее всего, получите технику лучше, чем та, с которой начинал я 15 лет назад.
Нужен свет?
Обязательно, потому что под водой с увеличением глубины поглощается часть спектра солнечного света, и цвета по очереди исчезают. В Белом море, где я работаю больше всего, вода еще и не особо прозрачная, так что уже на глубине 10-15 метров без фонаря делать нечего. Разве что зимой подо льдом хорошо — вода кристально чистая и видимость метров 30-40, но поскольку все закрыто метровой толщины льдом и снегом сверху, тоже бывает темновато.
А как находят животных для съемки? Есть ли какие-то карты, помогают ли учебники и атласы?
Больше всего помогает опыт — свой и чужой — и насмотренность, а каких-то подробных карт практически нет, даже у нас на ББС, где водолазы ныряют с 60-х годов прошлого века. Мы передаем друг другу примерную информацию, что вот здесь напротив белого камня на глубине 16-18 метров есть поляна с такими-то полипами, а вот там на GPS у нас отмечена точка с ракушей — это собранные течением в гигантские поля раковины погибших двустворчатых моллюсков. Но вообще в Белом море, как и много где в Арктике, подводный мир завязан на сезоны года, и морское дно представляет собой мозаику из самых разных биотопов с различными условиями. Нет места, где бы ты нырнул и нашел все, что есть в этом море вообще: тут мягкий ил, тут песок с валунами, тут “помойка”, куда приносит всю мертвую органику и так далее — обитатели везде разные. Со временем по опыту своему и старших товарищей ты понимаешь, где какие биотопы, кто их населяет, и под каким камнем ты можешь найти конкретную нужную тебе зверюшку. Сейчас я ныряю в какие-то места как к себе домой, я знаю там каждый камень и каждого червяка. При выполнении заявок и при планировании сложны съемок эти знания невероятно помогают.
Когда я ныряю в каком-то новом месте, я вообще не знаю ничего о том, кого могу встретить. Если сначала покопаюсь в книгах и статьях и порасспрашиваю местных спецов — просто повысится вероятность, что я увижу в воде какое-то знакомое животное, но все равно все будет в новинку. Например, на Курилах я погружался около вулканического острова Атласова, подводные склоны которого были сложены в виде ступенек, спускающихся до глубин в 500-800 метров. И как фотограф, и как биолог я был совершенно растерян, хоть и очень впечатлен: так много животных, и практически никого из них я не знаю, а добрая половина может оказаться вообще неизвестными науке видами. Причем на каждой ступеньке, а их высота была по 8-10 метров, был свой биотоп и другие животные, не такие как были на ступеньку ниже. За 40 минут погружения ты понимаешь, что ничего не понимаешь, и в эту точку нужно нырнуть еще раз 30, чтобы хоть что-то собрать, отснять и составить представление об этом дайв-сайте и местной экосистеме. Удивительно, но то же самое происходит у нас на ББС, где, казалось бы, все давно изучено - мы буквально недавно открыли несколько новых сайтов, которые очень отличаются от привычных нам. Ну и стоит отметить, что случалось находить новые виды прямо около пирса, где проходят чек-дайвы и тренировочные погружения.
Под водой еще очень много работы, хватит не на одно поколение исследователей. Так что если вы хотите стать первооткрывателем — вам к нам.
На земле, которая покрывает 20% планеты, есть еще неизвестные виды даже таких крупных и заметных организмов, как деревья, а что говорить об океане! По примерным подсчетам открыто примерно 10-15% морских обитателей, а пара миллионов видов еще где-то прячется.