В этом цикле статей я попытаюсь в силу моих скромных возможностей прикоснуться к одному из самых сложных и малоосвещенных вопросов наполеоновской эпохи: каким конским составом пользовались кавалерийские и артиллерийские части Франции в период наполеоновских войн. К сожалению, источники (во всяком случае, доступные мне), крайне скудны на сведения по данному вопросу. Поэтому – уж что «нарыл», то «нарыл»: не обессудьте...
Начнем с самого начала. Франция в революционную и наполеоновскую эпохи располагала относительно малочисленным конским составом. Так, накануне революции во Франции имелось 1,78 миллиона лошадей, из которых 1,56 миллиона было занято в сельском хозяйстве, и только 220.000 лошадей использовались в армии и на транспорте. Причем даже в случае крайней нужды подавляющее большинство крестьянских лошадей «забрить» для службы в армии было невозможно. Ведь нельзя было лишать сельское хозяйство основной тягловой силы, что немедленно сказалось бы на урожайности и создало огромные трудности в снабжении армии и населения Франции продовольствием. Да и не годились эти низкорослые, неторопливые животные для армейской службы: не по силам им было стремительно нестись вперед в лихих кавалерийских атаках, подобно элитным скаковым лошадям. Крестьянские лошадки могли оказаться к месту разве что только в обозе, в крайнем случае – в артиллерии для транспортировки легких малокалиберных пушек. Недаром все специалисты коневодства того времени дружно утверждали, что французские лошади годны в лучшем случае для упряжи, и мало пригодны под седло.
А вот с породами скаковых лошадей для кавалерии во Франции того времени вырисовывалась большая проблема. В феодальную эпоху коневодство во Франции процветало, однако продолжавшиеся в течение трех веков войны (особенно опустошительные войны Людовика XIV) привели к вырождению и даже полному уничтожению некоторых скаковых пород, массово погибавших под пулями и ядрами в многочисленных сражениях. Эти потери французы возмещали покупкой лошадей в Германии, Дании, Бельгии и Англии. Только в конце царствования Людовика XV была сделана попытка исправить положение созданием конезаводов в Ле-Пине, Нормандии и в Розьери. Однако вспыхнувшая вскоре революция уничтожила эти заводы, и затормозила наметившиеся было успехи французского элитного коневодства. Последующие же революционные войны еще больше ухудшили положение – лошади вновь массово погибали в сражениях, а восполнить их потери традиционным способом было теперь невозможно: ополчившиеся на революционную Францию страны, где прежде французы покупали коней, отказывали противнику в продаже этого стратегически важного для того времени товара.
В результате французские революционные кавалерийские части, большинство которых составляли новые формирования (набранные взамен разогнанных королевских частей), к тому же плохо обученные, оказались почти непригодными к войне. При встрече с хорошей кавалерией англичан, пруссаков и австрийцев они почти всегда терпели поражение. Поэтому революционное командование в основном держало свою кавалерию, совершенно не способную состязаться с сильными противниками, в резерве. Апофеозом же никчемности конницы французской революционной республики стало сражение при Вюрцбурге (1796 г), в ходе которого австрийские эскадроны почти полностью вырубили все французские кавалерийские части.
Вот таково было положение с конским составом и вообще с кавалерией во Франции, когда к власти пришел Наполеон Бонапарт. Между тем, Наполеон ставил конницу очень высоко и обладал глубоким пониманием ее свойств и роли на войне (хотя сам ездил верхом очень плохо, с трудом удерживаясь в седле). Пожалуй, в то время мало кто еще из правителей так ценил легкую конницу, понимал ее роль для скрытности передвижения своей армии или для получения свежих разведданных о движениях противника. Также Наполеон придавал огромное значение атакам конницы большими массами на поле сражения и умел ими пользоваться для нанесения удара по флангу неприятеля. К тому же Бонапарт, как профессиональный артиллерист, отлично осознавал необходимость хорошей конной тяги для того, чтобы артиллерийские части поспевали за армией, не отставая от нее. Все вышеперечисленное требовало от нового правителя Франции срочно решить задачу по насыщению кавалерийских и артиллерийских частей большим количеством как легких скаковых рысаков, так и тяжеловесных тягловых лошадей.
Поэтому, когда Наполеон взял в свои руки управление страной, он употребил все усилия для того, чтобы улучшить положение с конским составом своей армии. Однако так как Бонапарту достался наихудший материал, какой только мог быть, Наполеону поначалу приходилось исходить из того, что есть. В 1802 году, еще будучи консулом, Бонапарт упразднил в кавалерии все оркестры, отправив музыкантов в пехоту. Освободившиеся при этом лошади позволили Наполеону сформировать четыре (!) полнокровных кавалерийских полка, крайне необходимых ему в тот период тотальной нехватки вооружения и снаряжения. Одновременно Бонапарт начал реорганизацию французской конницы, собирая рассеянные прежде по пехотным частям кавалерийские подразделения в отдельные бригады и дивизии. Тогда же он восстановил распределение конницы по родам, сформировав части тяжелой (кирасиры и карабинеры), средней (драгуны и шеволежёры) и легкой (гусары и конные егеря) кавалерии. А вскоре, так как уверенность Наполеона в важности действия тяжелой конницы на поле боя большими массами была очень велика, он свел кавалерийские дивизии в конные корпуса. Так же для решения проблемы недостатка конского состава в кавалерии и артиллерии свежеиспеченный император издал декрет (4 июля 1806 года) о восстановлении конезаводов, разработав при этом такую организацию производства, которая в главных чертах сохранялась вплоть до начала 20-го века. К тому же, понимая, что сила кавалерии зависит не только от количества и качества лошадей, но и от обученности конному делу личного состава полков, Наполеон основал целый ряд кавалерийских школ, в которых офицеры и инструкторы для конницы проходили основательную подготовку. Вскоре значительно поправить дело с конским составом в армии Наполеону помогли новые войны: после захвата Германии, Дании, Бельгии, Голландии, Италии, Испании в распоряжении императора оказались конезаводы этих стран. Естественно, что готовившиеся к новым войнам французы использовали эти заводы на полную мощь, одновременно реквизируя всех породистых лошадей у местного населения. Это вкупе с проведенными реформами позволило Наполеону не только увеличить количество кавалерийских частей, но даже восстановить оркестры кавалерийских полков. Рост кавалерийских частей благодаря заботам Бонапарта был неуклонным, несмотря на значительные потери в почти непрерывных войнах. В 1805 году вся численность французской кавалерии еле доходила до 22.000 кавалеристов и 1.000 конных артиллеристов; причем значительная часть из них была «безлошадной». А к 1812 году в четырех резервных кавалерийских корпусах Великой Армии числилось уже 208 эскадронов, т.е. 38.200 лошадей и столько же всадников (это - только французов, без учета кавалеристов из других стран). Правда, нужно признать, что изрядное количество этих конников (в основном в легкой кавалерии) ездило на обычных французских лошадях, не отличавшихся высокими скаковыми качествами. Однако конные полки гвардии и почти все полки тяжелой кавалерии использовали породистых лошадей немецких, итальянских и испанских пород.
В 1812 году Наполеон привел в Россию 600-тысячное войско, в котором (с учетом кавалерии подчиненных Франции стран) было около 80 тысяч всадников. Этот поход стал роковым не только для солдат Наполеона, но и для его лошадей; из российской западни вырвалось менее десятой части Великой Армии, конский же состав был фактически почти полностью уничтожен. Несчастные животные погибали не только от пуль и ядер в огне сражений; во время отступления из России конский падёж был велик из-за холодов и отсутствия корма, а так же множество лошадей было просто съедено голодными солдатами. Дошло до того, что безлошадными остались даже гвардейские кавалерийские части! Тогда для защиты императора было решено привлечь всех офицеров армии, еще не потерявших лошадей. Из них был сформирован сводный эскадрон, состоявший из четырех рот по 150 всадников в каждом. Эти офицеры выполняли обязанности рядовых кавалеристов; генералы занимали в этом эскадроне должности офицеров, а полковники — унтер-офицеров...
После русского похода Наполеон так и не смог более компенсировать катастрофическую убыль своей кавалерии. Самые лучшие конные заводы Европы находились в Пруссии и Центральной Германии, районах, вполне покорных Франции вплоть до начала 1813 года. Но после русской кампании Пруссия и другие малые германские государства изменили Наполеону, перейдя на сторону его врагов. А отличные конезаводы Испании еще раньше стали недоступны для французов из-за развернувшейся освободительной борьбы испанцев и боевых успехов на Пиренеях британского экспедиционного корпуса Веллингтона. Таким образом, император лишился важнейших источников пополнения конского состава, и его кавалерия так и не смогла возродить свою былую мощь. Уже в первых битвах кампании 1813 года нехватка кавалерии не позволила Наполеону организовать эффективное преследование побежденного врага, а впоследствии недостаток кавалерии и низкие скаковые качества реквизированных для армии крестьянских лошадей постоянно сказывались на результатах разведки и сражений французской армии. И вершиной беспомощности обескровленной французской кавалерии явилась решающая битва при Ватерлоо, в которой кирасиры Наполеона так и не смогли прорвать ряды английских войск, а легкая конница оказалась неспособной организовать дальнюю разведку и предупредить императора о подходе к месту битвы прусской армии…
Всего в период с 1805 по 1815 год французская армия потеряла более полумиллиона лошадей – убитых и покалеченных в сражениях, погибших от голода и холода. В результате наполеоновскими войнами было разорено коневодство многих стран Европы, и боевые потери конского состава многим европейским государствам пришлось восстанавливать десятилетиями...
Конский состав Наполеоновской армии (2). Породы кавалерийских лошадей
Конский состав Наполеоновской армии (3). Породы лошадей артиллерии. Масти лошадей
Другие статьи моего канала о лошадях в военной истории:
Кони российской кавалерии: XV-XVIII века
Кони российской кавалерии: конец XVIII – начало ХХ века
Арабские скакуны Наполеона Бонапарта
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.