В 1987 году первую половину лета мама занималась нашим отъездом в Чехословакию. Надо было оформлять загранпаспорт, отправлять контейнер с вещами. Для этих целей необходимо было ездить из Мукачево в Чоп и Ужгород. В большинство поездок мама брала меня с собой. В основном пользовались железнодорожным транспортом, раритетными электросекциями СР3. Мне еще не было двенадцати, без пары месяцев. Так что эти поездки вызывали восторг. Оно и взрослому любителю было бы крайне интересно увидеть вагоны и локомотивы разной колеи, а также весь советский импорт, хоть железнодорожный, хоть в лице городского транспорта.
И запомнились мне с тех поездок недалеко от Мукачево сцепки с серебристыми пассажирскими вагонами, которые везли из Восточной Европы в СССР. Подробностей я не помню уже, но они разительно отличались от зеленых аммендорфов. В общем я помню даже мечтал о моделях таких вагонов, вообще после тех поездок у меня зародились первые идеи иметь свои миниатюрные города.
Тогда я еще не знал. насколько мне интересные вагоны встретились. Это были редкие для СССР вагоны югославской фирмы ГОША. Узнал я об этом буквально в последние годы.
Еще сложнее найти о них информацию. В сети местами она встречается, но путанная. Так из одного источника, все ГОШИ пришли якобы одной партией 1987 г.п. в ЛВЧД-1 (хотя в паспорте на них были номера Московской ж./д. ,уже нестыковка). Ходили югославские вагоны в новгородском поезде и уже на исходе своей карьеры - в каком-то питерском. Целых составов из них кстати и не было - только купейная группа была по 5-6 вагонов. Работали до середины 90-х, пока не подошел срок КР-1, который ни один завод проводить не взялся. Поскольку КР в срок не пройден, и так они под забором и остались. Потом растащили их частично в Решетниково, где порезали, частично по ПМС. Такая вот незавидная история у этих вагонов получилась.
Другой источник говорит о том, что помимо купейной группы недолго работал и полносоставный поезд из югославских вагонов. Состав из ГОШ водил электровоз ЧС2Т. До 1995 года данные вагоны попадались отдельно стоящими на парковых путях возле платформы Рижская, как раз между Октябрьским ходом и соединительной ветвью Рижского направления.
Впрочем, имеется еще один источник, информация из которого находится в противоречии с первыми. По его данным, первые вагоны югославского производства появились на московском отделении Октябрьской железной дороги к олимпиаде 1980 года. Они ходили в поездах 27/28 или 37/38. К середине 80-х составы расформировали и отдельные вагоны ходили в поезде 181/182 до Мурманска и разных летних дополнительных поездах. Тут возможно такая ситуация, что ГОШей было две партии, а возможно, источник просто путает годы.
Особенностями вагонов ГОША было исполнение кузовов из никелевой нержавейки. Выглядели они необычно в сравнении с немецкими вагонами, серебристый кузов, окна со скругленными углами, кузов с аккуратными зализами, оранжевые двери, оранжевая полоса по боку. Внутренняя отделка была так же приятно-оранжевых тонов (пластик с мелким вертикальным рифлением), с полосами дымчато-серого пластика и серебристых анодированных профилей. Длина вагона была 27 метров, купейный вагон имел 42 места. Вагон был оборудован принудительной вентиляцией
Еще любопытно то, что данные вагоны попали в отечественный кинематограф. Их можно увидеть в фильме "Визит дамы".
Вот вся информация, что была найдена по данным вагонам. Жду дополнений и исправлений.
Канал "ПАНТОГРАФ". Использованы материалы форума https://scaletrainsclub.com/.
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Железнодорожное. Ушедшие в небытие-2. Архивные фото Д1 в Тульской области.
Как везли в СССР трамваи, да и не только их
Новая подборка железнодорожных фотографий из Приморья
#поезда #поезда россии #транспорт #железная дорога #железные дороги #вагоны #интересные факты #железнодорожный транспорт #жд транспорт #транспорт ссср