Рание рассказывал отом как поивился город Волжский, а сегодня я хочу рассказать вам одну из таких историй, приоткрыть завесу таинственных рукотворных пещер, существовавших в те времена, когда на месте Волжского еще стояло село "Безродное".
Эта история берет свое начало в далеком 1860 году, тогда на территории села проживало всего порядка 7 тысяч человек. Один из них, Андрей Лукьянович Черкасов, основал и возглавил религиозную секту еноховцев (названа в честь Еноха - ветхозаветного персонажа, потомка Адама - прим.ред). Провозгласив себя святым, он вместе с сектантами-единомышленниками (их еще называют «пещерное братство» - прим.ред) начал рыть подземные ходы. Появлявшиеся один за другим, они со временем превратились в целую пещерную сеть. Идея сделать подземные пещеры пришла Черкасову, когда он, отойдя от села, поселился в мельницах, вырыл себе землянку и стал там жить, молиться, даже принимал гостей и странников. Позже, приделав к подпольной яме потайную дверь и обставив ее дорогими иконами и лампадами, Лукьяныч (так его звали в народе - прим.ред) позвал туда чтеца, который читал Псалтырь с пением. Все, кто хотел побыть один, собраться с мыслями, отдохнуть от житейской повседневности, приходили в эту молитвенную пещеру.
Кто-то считает, что Андрей Лукьянович «украл» пещеры у Киево-Печерской лавры. Потому как Безродненские пещеры во многом копировали «лавровский» стиль. Но, как было на самом деле, мы можем только гадать. Информация о пещерах активно распространилась по селу, и в скором времени к Черкасову стало приходить все больше людей. Началось усиленное рытье все новых и новых ходов (к слову, сколько их всего было в итоге - не сосчитать). Люди постепенно отошли от православной церкви и стали приходить в молитвенные комнаты появившихся пещер. Там глава еноховцев на свой «лад и склад» читал народу Псалтырь, приняв на себя роль старца-подвижника, убеждал всех, что придет святой Енох и заберет всех на небо, заставлял всех молиться двуперстием. Так произошел церковный раскол.
Люди верили каждому слову лже-проповедника, проходили сквозь пещеры для, якобы, исцеления от грехов и болезней, приводили туда своих детей, родных и близких. Слава Черкасова стала настолько велика, что о нем говорили уже и близлежащие поселения. Но в 1878 году его авторитет был подорван - жена застала его в прелюбодеяниях с другой. Тот час же вера в безгрешность Лукьяныча испарилась, его единомышленники пошли на него войной, требуя «долю от общего бизнеса». Вместо этого покровитель стал силой изгонять своих побратьев из пещер, придумывая этому религиозные оправдания.
А в это время он отправился по селам, ища покровителей и благотворителей. Люди, еще не до конца уверовавшие, что Черкасов - самозванец, помогали кто чем мог. И даже бесплатно работали на него. Но продолжалось это не долго. Каждой, даже самой красивой, сказке рано или поздно приходит конец.
Вот и действия знаменитой секты еноховцев были признаны противоправными. Андрея Лукьяновича сослали в Суздаль под строгий надзор. Пещеры были закопаны, община распущена. В 90-е года 19 века на месте пещер построили православный женский монастырь. А «жизнь» знаменитых пещер так и осталась в недрах земли, покрытая толстым «слоем» времени.
Только спустя сотню лет, при постройке, уже в городе Волжском, домов, в 39 квартале нашли отголоски прошлых лет - те самые потайные пещерные ходы. Протяженность некоторых из них составляет порядка 30 километров.
Сейчас о существовании Безродненских пещер говорят только старые фотографии, публикации историков!