Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.
Большинству детей очень нравиться рисовать. Рисование является одним из самых интересных и любимых занятий у детей, которое рано ими осваивается. Занятие рисованием, лепкой, конструированием – это занятие больше всего приносит радости и удовольствия у детей. Рисуя, ребенок может не только передать свои впечатления об окружающей действительности, но и проявлять собственную фантазию. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Стоит помнить, что положительные эмоции, полученные при рисовании, составляют основу психического здоровья и благополучия детей, поэтому нужно поддерживать интерес ребенка к творчеству.
Важную роль в психическом развитии ребенка играет творческая деятельность и рисование. Б.М. Теплов пишет, что «задача изображения требует острого восприятия, подлинного чувства предметов… Решая задачу изобразить увиденное, ребенок неизбежно приучается смотреть на вещи иначе, чем другие люди».
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Многие, кто работают с дошкольниками, знают, какие испытывают трудности дети, когда им приходиться выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то держать, брать, хватать, застегивать, завязывать, шнуровать, вставлять, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнение вышеупомянутых действий. Часто дети отказываются выполнять такие задания, ссылаясь на нежелание их выполнять. Вот и рисование карандашами и красками требует от детей дошкольного возраста высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. И несмотря на все усилия, рисунок может получится не очень привлекательным, тут то на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию
мелкой моторики кисти и пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. По многим исследованиям, проведенных в этой области, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. На основании многочисленных наблюдений и исследований выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Важно отметить, что чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности и мелкая моторика. Таким образом, применение нетрадиционных материалов и техник рисования способствует развитию не только мелкой моторики рук у ребёнка и тактильного восприятия, но и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.