Сегодня в Саратове уже редко можно встретить автобус ПАЗ на городских маршрутах общественного транспорта, лишь иногда можно увидеть модель ПАЗ-32053 Рестайлинг, его преимущественно можно встретить на маршруте номер 75 Железнодорожный Вокзал - Елшанка, так-же последние годы такие Пазы бегали по маршруту №74, но по моим наблюдениям с 2021г их там нет, один 32053 периодически работает на маршруте №41 Крытый Рынок - Нарру Молл, но не часто, почаще попадаются такие пазы на междугородних маршрутах, на маршруте №245 один такой работает всегда, иногда один на 241, а старый 3205 изредка можно лицезреть на городском маршруте №37а. Вот так незаметно эпоха Пазиков в Саратове подошла к концу, но на смену им не пришло ничего достойного, пришли газели нехт, и те люди что проклинали Пазики быстро успокоились. Паз Рестайлинговый мне не нравится в него воткнули больше сидений, но от этого стало лишь теснее, что стоять, что сидеть.
Я люблю именно классические 3205, именно на них прошла наша молодость, юность, детство. Как и у многих моё знакомство с этой моделью состоялось в конце 90-х годов прошлого века, я тогда ехал на 33 маршруте Студгородок - Музейная площадь, сразу очень понравились просторные сидения в виде диванов, да и место что бы стоять было тоже, что не особо есть в рестайлинге, или тем более газель нехт. Звук мотора 3205 тоже запоминается навсегда, в целом в 90-х годах Саратов был заполнен этой моделью, такие Пазики работали почти везде, даже на таких маршрутах как 11,12,33,89,42,50,18,247 и многих других и везде они были к месту!
Данная модель выпускается на Павловском Заводе с 1989г, за всё время производства данного автобуса, на нём устанавливались различные варианты двигателей , но самый известный был и частный вариант карбюраторный - бензиновый двигатель ЗМЗ- 5234, а так-же дизельные ММЗ-245. 7 и ММЗ- 245.9 , Cummins ISF 3.8, ЯМЗ- 5342. С конца 10-х годов устанавливается инжекторный двигатель ЗМЗ- 5245 с возможностью работы на бензине, или газе , плюс к этому дизельный ЯМЗ-5344, отвечающие экологическим требованиям Евро-5. Класс автобуса высокопольный, малый. Мест для сидения 23, полная вместимость 45 человек, но вспоминая Саратовские практики, в салоне бывало и под 70 человек!)))) Количество дверей для пассажиров 2, но задняя как правило не автоматическая чаще всего, обычно была закрыта. Рекомендуемое топливо для данной марки АИ-80, АИ-92, сниженный Газ ( Пропан Бутан) что было в своё время очень экономно. Система питания Карбюратор - К 135. Расход топлива 32л на 100км, максимальная скорость 90км/ч. Иногда бывали курьезные случаи при движение с улицы Крайней к Пугачёвскому посёлку на 33 маршруте, автобус просто не мог заехать в гору к Танку, как правило глох. Трансмиссия в данной модели механическая 4-х ступенчатая, её производитель ГАЗ, модель ГАЗ-3307, число ступеней 4.
Разрабатовалась данная модель в течение 15 лет, основой для данной модели послужил ПАЗ-3203, который так и не был запущен в производство. В ноябре 1985г началось опытно-промышленное производство данного автобуса. Окончательный вариант автобуса был утверждён в 1986г.Выпуск исходных модификаций данного автобуса был прекращён в 2003г. Несомненные плюсы данного автобуса в его приемлемой стоимости , 3205 спас многие транспортные предприятия России, СНГ в 90-е годы, и нулевые он был тоже входу! Понятно что время идёт вперёд, многие города нашей страны и не нашей тоже идут вперёд, и отказываются от Пазиков, но на что их меняют транспортные предприятия Саратова? На Газели нехт, я считаю это большой шаг назад, потому что в некстах даже худым людям сидеть рядом сложно, а когда стоя набивают 20 человек вместо 1 положенного, то в этот момент Пазики сразу вспоминаются как что-то неземное! В 2013г Пазу-3205 был установлен памятник в подмосковном Подольске, очень жаль что он был установлен в ноябре 2013г, я посещал Подольск в октябре 2013, я бы обязательно сфотографировался бы с памятником такой культовой модели. Считаю что и в Саратове можно открыть такой памятник, потому что 3205 спасал Саратов в кризисные времена, если бы не он возможно многие бы маршруты просто не ходили бы.