Найти тему

Что такое навыки soft skills и как их можно сформировать у ребенка в школе?

А вы уже задумывались о выборе вуза для своего ребенка? Возникало ли у вас при этом чувство неудовлетворенности? Интересно, что последнее время фокус общественного недовольства качеством вузов смещается, он то движется в сторону критики, неадекватного содержания лекций и семинаров, то уводит дискуссию к вопросам централизации инфраструктуры учебного заведения. Но какими бы ни были причины недовольства, все упирается в главный тезис — высшее образование отстает от повестки рынка труда в среднем примерно на пять лет. Что это значит? Что, поступая на актуальную специальность в университет сегодня, вы рискуете остаться с устаревшей специальностью сразу же после окончания вуза.

Но как отвечать на запросы времени, если к моменту выпуска специалистов все стремительно меняется? Начинать формировать навыки soft skills нужно уже в самом раннем возрасте, в школе. Soft skills — это «мягкие» или «гибкие» навыки, включающие в себя целый спектр умений, начиная от умения организовывать свою деятельность и работать в команде до способности быстро подстраиваться под новые форматы и быть лидером.

-2

Исследователи международного образовательного проекта OECD Learning Compass 2030 выявили три типа навыков, которые помогут школьникам легко интегрироваться в профессиональное сообщество на любом этапе его развития:

  • когнитивные и метакогнитивные: критическое и творческое мышление, умение учиться и контролировать этот процесс самостоятельно;
  • социальные и эмоциональные: эмпатия, самоэффективность, ответственность и сотрудничество;
  • практические и физические.

Формирование навыков soft skills — одна из приоритетных задач, которая стоит перед авторами программ образовательного центра LGEG. В своих исследованиях мы обращаемся к мировому опыту — давайте поговорим о нем подробнее.

-3

Образовательные проекты, принятые во многих странах, включают в себя развитие эмоциональных и социальных навыков.

Например, в штате Иллинойс (США) для учащихся по системе 12-летнего образования ставятся следующие цели:

1) развить навыки самосознания и самоуправления;

2) научить демонстрировать свое мнение публично;

3) поддержать навыки межличностного общения.

В новозеландском образовательном плане Te Whāriki, рассчитанном на детей от 0 до 8 лет, рассматриваются иные макроцели:

  • Благополучие (дети ощущают себя в безопасности, умеют управлять своими чувствами);
  • Принадлежность (ребенок осознает свою связь с другими людьми, понимает, как устроен мир, и адаптируется к его условиям);
  • Общение (умение слушать, пересказывать и создавать истории, понимать, как говорить и что, использовать жесты для самовыражения);
  • Вклад (осознание собственной способности к обучению, вовлеченность в образовательный процесс);
  • Исследование (через игру, воображение и эксперимент дети развиваются и придумывают себе физические вызовы, находят разные варианты для решения проблем).

Авторы проекта также предлагают три основных стратегии взаимодействия с детьми для обучения их самоконтролю:

  • Физическое прикосновение (например, учитель кладет руку на плечо).
  • Невербальные сигналы (кивание и улыбка).
  • Вербальные сигналы (взрослый предлагает ребенку лучшие способы решения какого-либо вопроса).
-4

Болгарские ученые предлагают делать акцент на использование информационных технологий и интернета во время обучения. В качестве примера они предлагают приложение Kahoot!, в котором учитель может самостоятельно создать интерактивную викторину для детей. Что касается эффективности этого приложения, в Тайване провели эксперимент на группе учащихся. Их средний результат был на 9 баллов выше, чем у студентов, не использующих Kahoot! в учебном процессе. Кстати, Kahoot! — один из инструментов интерактивного online образования центра LGEG, который мы активно используем на наших занятиях.

Raconte en corps : Le Boléro de Rave — еще одна программа, запущенная в версальской школе в 2012 году. Все занятия направлены на развитие различных компетенций: знание языка, музыкальную культуру, физическое воспитание и умение пользоваться технологиями. Основная цель состоит в обмене опытом между младшим и взрослым поколением. В ходе этого ребенок развивает критическое мышление, его деятельность в коллективе активно поощряется, и он учится решать возникающие проблемы самостоятельно.

Программа Healthy Mind в рамках британскую учебного плана призвана улучшить soft skills и ментальное здоровье учащихся средней школы. В течение 4-х лет ученики с преподавателями регулярно в течение часа обсуждали важные вопросы из актуальной повестки: о трудностях в отношениях между детьми и родителями, о психическом здоровье, о бережном отношении к себе. Результаты детей, принимавших участие в этом исследовании, значительно увеличились, например, в категории «глобальное здоровье» (+10).

-5

Несколько интересных проектов о ментальном здоровье для школьников

Mentor Sport nach 1. Проект, запущенный в баварских школах. Он позволяет лучшим учащимся стать наставниками своих одноклассников в самостоятельных спортивных мероприятиях во время перемен, таких как баскетбол, футбол, гандбол, волейбол, бадминтон, теннис, настольный теннис, жонглирование и танцы. При этом школа несет ответственность за проведение этих мероприятий, а учителя при необходимости дают советы.

Peer mediation. Программа обучает заинтересованных в этом студентов основным приемам для решения школьных конфликтов. Занятия содержат практическую часть по имитации самых распространенных трудных случаев между сверстниками. В Турции в Измире был проведен подобный тренинг (CRPM) среди 830 учащихся старшей школы. По итогам почти 95 % из них в дальнейшем смогли прийти к компромиссу в решении конфликтной ситуации.

Plymouth High School, объединившись с местными работодателями, ввела в школе оценку soft skills по 4 пунктам:

  • сотрудничество,
  • уважение,
  • инициативность,
  • трудовые навыки.

Обучение soft skills вместо отдельной программы внедрили в повседневные курсы. Например, учитель математики в конце урока оценивает не только знание формул и решение уравнений, но и стремление ученика помогать другому. По итогам семестра ученики получают в свой табель оценку soft skills.

-6

Современный быстро меняющийся мир ежедневно показывает нам, что не так важны знания сами по себе: они часто устаревают и их нетрудно достать, почти вся информация сейчас есть в открытом доступе. Гораздо важнее сформировать у ребенка навыки, лежащие в несколько другой плоскости: это и умение отстоять себя в спорной ситуации, и способность быстро адаптироваться в новых обстоятельствах, сохранять эмоциональную стабильность и устойчивость, и навыки, позволяющие правильно расставлять приоритеты. Поэтому мы в образовательном центре LGEG обращаем особое внимание на развитие навыков.