Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Загадка про учебник истории, голову, сортир и разруху

Оглавление

Вы знаете историю в рамках школьной программы? Тогда попробуйте ответить на простой вопрос. «Когда закончились Средние века?»

Историки спорят на эту тему много лет, но к единому мнению прийти так и не могут. Понятно одно: в какой-то момент средневековье закончилось, и на смену ему пришло Новое время. Но когда и почему это произошло?

В школе мы привыкли заучивать даты разных событий. Скажем, «Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года». Или «Иван Грозный родился в 1530 году». И так далее. Даже на вопрос, «Когда закончился Античный мир, и началось средневековье?» книги дают точный ответ: 476 год нашей эры, падение Западной Римской Империи. А вот когда средневековье закончилось? Э-э-э...

Учебник истории рассказывает, что последним событием Средних веков было правление кардинала Ришелье во Франции, а первым событием Нового времени стала революция в Англии. Но... Позвольте, как же так? Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян – разве это средневековье? Средневековье – это замки, рыцари, крестовые походы...

А времена правления Ришелье – это, простите, времена пушек и мушкетов, времена механики Галилео Галилея, астрономии Кеплера, алгебры Виета и аналитической геометрии Рене Декарта!

-2

Получается, школьный учебник врёт? Не торопитесь осуждать, пожалуйста. Потому что сказать точно – ну когда же именно закончилось средневековье?! – нельзя. Примерно так же, как нельзя сказать точно – когда начинается утро. 6 часов утра – это утро, все согласны. А, скажем, 5 часов утра? Это утро или всё ещё ночь? Вот то же самое со Средними веками и Возрождением.

«Хорошо, – скажете вы, – мы поняли, переход от средневековья к Новому времени был длительным и постепенным. Но ведь этот переход как-то можно увидеть, отследить, ну, как в детективе про Шерлока Холмса?».

А давайте попробуем. Начнём с языка. Средние века (в западной Европе) – это самое настоящее царство латинского языка. Латынь – это и язык церкви, и язык науки, и язык дипломатии (и политики вообще), и язык поэзии; это даже язык обычного школьного образования. В новом времени латынь уступила место национальным языкам. В Англии «пионером», первопроходцем перехода с латыни на английский язык стал Джефри Чосер. В Италии на «простонародном» языке начали писать Данте Алигьери, Джованни Бокаччо, Франческо Петрарка. И это – обратите внимание! – XIV век. До правления Ришелье было ещё 300 лет (вот и верь после этого учебникам).

Теперь посмотрим на искусство, на живопись. Средневековая живопись – с нашей точки зрения – несколько «неправильна», «условна», «грубовата». Пропорции нарушены, перспектива отсутствует... Полистайте:

Искусство Нового времени – это потрясающий реализм. Вспомним Микеланджело, вспомним Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Франсуа Клуэ!

Что, в Средние века люди «просто ещё рисовать не умели»? А почему раньше, ДО Средних веков, умели? Вот, это Древний Рим, например:

-5

И, главное, почему потом опять «разучились»:

-6

От мира перейдём к войне. Основа основ средневековой армии – это тяжело вооружённый всадник, рыцарь, «шевалье», «кабальеро» с щитом и копьём. Само слово «рыцарь» происходит от немецкого «ritter», то есть «всадник». Закованная в дорогие доспехи, вышколенная и дисциплинированная феодальная конница считалась идеальным оружием, десяток рыцарей был способен победить тысячу простолюдинов... Но уже в самом начале XIV века те самые простолюдины, «мужичьё», научились успешно противодействовать конным рыцарям. В 1302 году в битве при Куртре фламандская пехота – обычное городское ополчение! – наголову разгромила рыцарское войско короля Франции.

Битва при Куртре глазами средневекового художника...
Битва при Куртре глазами средневекового художника...
...и современного
...и современного

Нам это событие может показаться малозначимым, однако для людей того времени это было самым настоящим потрясением:

...французы потеряли убитыми более шести тысяч рыцарей и бессчетное множество пехотинцев. После этого разгрома честь и слава старинной знатности и отваги французов сильно уменьшились, ибо цвет мирового рыцарства был разбит и унижен своими же подданными, самыми худородными людьми на свете — ткачами, сукновалами, работниками низких ремесел и занятий...

Окончательно феодальное рыцарство «добило» появление огнестрельного оружия:

...я твердо верю, что тот, кто выдумал огнестрельное оружие, расплачивается сейчас в аду за свое сатанинское изобретение, ибо благодаря ему, рука подлого труса может лишить жизни доблестного кабальеро...

Если битва при Куртре стала «первой битвой нового времени», в которой «мужицкая» пехота смогла победить благородных рыцарей, то «последней битвой средневековья» историки называют битву при Павии, случившуюся в 1525 году. Французские (опять!) тяжеловооружённые рыцари («жандармы») во главе с самим королём Франциском отважно бросились в атаку на испанских пехотинцев, – презренных простолюдинов, вооружённых ружьями (аркебузами). Тяжёлая конница завязла в грязи, знатных рыцарей попросту перестреляли, потери французов были страшными, сам король Франциск едва не погиб и попал в плен.

Битва при Павии
Битва при Павии

Напоследок, «на закуску», вспомним о науке. В средние века в западной Европе единственной достойной внимания наукой считалось богословие. Даже труды известных в наше время каждому школьнику римских и древнегреческих учёных – скажем, Аристотеля, Птолемея, Гиппарха или Архимеда, – средневековым европейцам были совершенно незнакомы. Для того, чтобы прочитать всё того же Птолемея, мало было раздобыть нужную книгу, нужно было хорошо знать даже не латинский, а арабский язык! Книги были рукописными и стоили безумно дорого; образованные люди всерьёз считали, что Земля плоская, небо твёрдое, а ветер происходит «от раскачивания деревьев».

Рубежным для науки стал XV век. В 1455 году выходит первая в Европе печатная книга – «Библия» Иоганна Гутенберга. Это стало настоящей революцией, подлинным переворотом – только за последующие 45 лет в Европе будет издано свыше 16 тысяч книг! Такие ранние первопечатные книги учёные нежно называют «инкунабулы», то есть «колыбели», «начала познания». В частности, в 1489 году в Венеции были изданы труды Аристотеля (в переводе на латинский язык), в 1482 году – «Начала» («Геометрия») Евклида. А в 1474 году немецкий астроном Региомонтан издаёт «Эфемериды» – таблицы положений звёзд и планет, которые позволяли мореплавателям определять координаты корабля. Эта книга буквально «открыла людям дорогу в океан» – «Эфемеридами» Региомонтана пользовались и Васко да Гама, и Христофор Колумб, и Фернан Магеллан, и другие знаменитые путешественники. Земля неожиданно оказалась круглой, началась эпоха великих географических открытий!

Иоганн Мюллер Региомонтат (1436–1476)
Иоганн Мюллер Региомонтат (1436–1476)

Кстати, тому же Региомонтану (этого учёного у нас в школах почему-то «не проходят», хотя совершенно незаслуженно) принадлежит и книга «О всех видах треугольников», увидевшая свет в 1464 году, а также прилагаемые к ней таблицы синусов и тангенсов. В сущности, Региомонтан просто свёл в одной книге воедино и изложил понятным языком сведения античных (Евклид, Менелай) и арабских (аль-Баттани, ат-Туси) математиков; однако и это стало настоящей сенсацией.

До Региомонтана вся европейская математика, по сути, сводилась к элементарной арифметике (на уровне современного 2 класса школы). Плюс, минус, умножить, разделить. И вдруг, как по велению волшебной палочки, появляются и геометрия (причём практически ничем не отличающаяся от современной!), и тригонометрия, и алгебра, и даже зачатки математического анализа... А уж следующий, XVI век – это выход математики на принципиально новый уровень. Хотите верьте, хотите нет, но ВСЯ современная школьная математика с 1 по 11 классы – это на математика на уровне... XV-XVII веков. Она даже до формулы Кардано (1534 год) не доходит. А это, извините, когда Ивану Грозному всего четыре годика было... Так-то!

Кстати: Иван Грозный на европейской гравюре XVI века. Правда, миленький?
Кстати: Иван Грозный на европейской гравюре XVI века. Правда, миленький?

Так когда же, Дорогая Редакция, тёмное средневековье сменилось зарёй Нового времени? Вывод-то какой?

А их целых два.

Вывод первый

Смотря что, какой «предмет», мы рассматриваем. Искусство, военное дело, технологию материального производства, организацию производства, управление общественными процессами? Как взрослеет, а потом стареет человек? Постепенно, а главное, по частям. «Нос подрос, а голова догоняет». Перемены происходят не со всем организмом сразу, а с разными его частями в разное время.

Вывод второй

Общественно-экономические формации и исторические эпохи – это порождения человеческого разума. Они, как «разруха» в известной книжке, происходят «не в сортире, а в голове».

-12

Помните анекдот про мудреца, который объяснял правителю, что такое «куча»? Клал перед ним по зёрнышку и просил считать. Правитель считал: «Одно зёрнышко, два зёрнышка, три зёрнышка... тысяча пятьдесят два зёрнышка...» На тысяча пятьдесят третьем ему это надоело, и он сказал: «Ну, это уже куча!» Тогда мудрец убрал одно зёрнышко: «А теперь?»

Читайте также:

В каком веке мы учимся?

Как и чему учились в средневековой школе?

Как звали Атоса, Портоса и Арамиса?

Что такое эпоха Возрождения?

Как Петрарка дважды потерял голову