Найти в Дзене
Дарья Нестерова

Ребёнок делает ошибки при письме?

Оглавление

Давайте разбираться, почему это происходит и что с этим делать.

Какие бывают ошибки?

Я не буду сильно нагружать Вас различной терминологией, но раз Вы читаете эту статью, то наверняка хотите разобраться, где именно есть проблем у Вашего ребёнка, поэтому обозначить основные типы ошибок и причины их появления нужно.

Фонематические ошибки

Они возникают, когда ребёнок не понимает слова на слух, не может перенести услышанное слово на бумагу.

Примеры таких ошибок:

  • Пропуски гласных и согласных букв: кшка - кошка, трось - трость.
  • Пропуски целых частей слов: матршка - матрёшка, кротсть - кроткость.
  • Замена гласных или согласных букв: тверь - дверь, лустра - люстра.
  • Перестановка слогов или букв местами: мратышка - мартышка.
  • Недописывание окончания или наоборот прибавление лишних букв или слогов в слове: поступо - поступок, марат - март.

И есть ещё некоторые другие ошибки, но основной смысл, я думаю, Вы поняли.

Важно понимать, что эти ошибки не имеют отношения к нарушениям реального слуха, то есть ребёнок слышит хорошо. Но понимать и проводить параллели между услышанным и написанным не может.

Лексико-грамматические ошибки

Они возникают, когда непонятны отношения слов друг с другом, нет согласованности.

Примеры таких ошибок:

  • Нарушение согласования и управления: возле березовый роще - возле берёзовой рощи, от дверя - от двери.
  • Пропуск слов в предложении: Маша не поела, потому что к бабушке - Маша не поела, потому что спешила к бабушке.
  • Замена слов на похожие: Макар заблудился в лису - Макар заблудился в лесу.
  • Написание предлогов слитно, а приставок отдельно: без страшный - бесстрашный, уреки - у реки.

Орфографические ошибки

Они возникают тогда, когда ребёнок не обладает достаточно хорошей памятью, чтобы запомнить правила или воспользоваться ими в нужный момент времени.

Примеры таких ошибок:

  • Безударная гласная в корне: салома - солома.
  • Написание имён собственных с маленькой буквы: кристина - Кристина.
  • Написание звонких и глухих в конце слова: дет - дед.

И так далее. Вариантов орфографических ошибок много.

Почему ребёнок делает ошибки на письме?

Причин может быть несколько.

Чаще всего это:

  • логопедические нарушения у ребёнка (даже если были устранены и ребёнок говорит хорошо, не было проведено глубокой работы по профилактике ошибок на письме);
  • дисграфия - это расстройство письменной речи, при котором у ребёнка может быть много ошибок, буквально все типы (если хотите подробную статью о дисграфии, напишите в комментариях);
  • низкая концентрация внимания - ребёнок может знать правила, хорошо ими владеть, но отвлекается, теряет внимательность и из-за этого ошибается;
  • плохая память - ребёнок не может запомнить правила, либо в нужный вытащить их из памяти.

Логопедические трудности

Логопедические нарушения у ребёнка обычно приводят именно к первому типу ошибок. Иногда ко второму. А при запущенности или недостаточно качественной работе логопеда логопедические нарушения переходят в дисграфию.

Что такое логопедические нарушения я рассказываю в этом видео:

Дисграфия

Проблема этого нарушения в том, что его не достаточно часто диагностируют у ребёнка. Учителя и родители могут думать, что ребёнок ленивый или недостаточно старается.

На самом деле проблема заключается в особенности работы мозга и устранятся должна именно посредством развития мозга, улучшения и ускорения его работы.

Повторюсь, если хотите статью про дисграфию, пишите в комментариях.

Низкая концентрация внимания

Трудности с концентрацией внимания сопутствуют таким диагнозам как СДВГ и СДВ.

Что такое СДВГ, я разбираю в этой статье

Но и без синдромов достаточно детей, у которых снижена внимательность.

Всё снова упирается в работу мозга. Важно развивать скорость сообщения между полушариями, прокачивать многозадачность, тренировать концентрацию внимания.

Это может быть не быстро, но при регулярных тренировках за 1-3 месяца концентрация внимания улучшится в разы.

Плохая память

Часто плохая память и концентрация внимания идут об руку.

И если у ребёнка плохая память, то у него часто будут возникать ошибки последнего типа.

Очень расхоже мнение, что память нельзя улучшить. Это неверно. Память возможно тренировать с помощью специальных техник и упражнений.

Ещё одно ложное утверждение - чтобы улучшить память, надо больше учить стихов, чего-нибудь запоминать. Но если память плохая, то это не поможет. Да и запоминать такие стихи будет крайне сложно. Ребёнок возненавидит и Вас, и стихи, и обучение в целом.

Как решить проблему с ошибками на письме у ребёнка?

Если есть логопедические проблемы, то, конечно, в первую очередь разобраться необходимо именно с ними. Найдите хорошего логопеда, который проработает не только речь, но и сделает профилактику, чтобы проблемы не пустили корни и не вылезли в школе.

Можете записаться на логопедическую диагностику к нам. У нас есть логопедическое обучение, которое поможет.

Записаться на логопедическую диагностику

Если Вы уже имеете последствия с дисграфией, то здесь важно работать комплексно и глубоко. Конечно. решить проблему сложнее, но возможно при желании.

Память и внимание тренируются с помощью упражнений и техник, направленных на это. Плюс всегда важно обращать внимание на комплексное развитие мозга. То есть тренировать только внимание или только память не на 100% достаточно.

Если у Вашего ребёнка дисграфия, плохая память, внимательность, то Вы можете записаться на консультацию в нашу онлайн-школу. Тренеры пообщаются с Вами и ребёнком, выяснят причины и подберут наиболее подходящий вариант обучения.

Записаться на консультацию

Если Вам кажется, что помочь нельзя, исправить ситуацию слишком поздно или трудно, призываю Вас не сдаваться. Чаще всего всё гораздо легче, чем кажется. Но даже в самых сложных запущенных случаях, возможно получить улучшения.