Давайте разбираться, почему это происходит и что с этим делать.
Какие бывают ошибки?
Я не буду сильно нагружать Вас различной терминологией, но раз Вы читаете эту статью, то наверняка хотите разобраться, где именно есть проблем у Вашего ребёнка, поэтому обозначить основные типы ошибок и причины их появления нужно.
Фонематические ошибки
Они возникают, когда ребёнок не понимает слова на слух, не может перенести услышанное слово на бумагу.
Примеры таких ошибок:
- Пропуски гласных и согласных букв: кшка - кошка, трось - трость.
- Пропуски целых частей слов: матршка - матрёшка, кротсть - кроткость.
- Замена гласных или согласных букв: тверь - дверь, лустра - люстра.
- Перестановка слогов или букв местами: мратышка - мартышка.
- Недописывание окончания или наоборот прибавление лишних букв или слогов в слове: поступо - поступок, марат - март.
И есть ещё некоторые другие ошибки, но основной смысл, я думаю, Вы поняли.
Важно понимать, что эти ошибки не имеют отношения к нарушениям реального слуха, то есть ребёнок слышит хорошо. Но понимать и проводить параллели между услышанным и написанным не может.
Лексико-грамматические ошибки
Они возникают, когда непонятны отношения слов друг с другом, нет согласованности.
Примеры таких ошибок:
- Нарушение согласования и управления: возле березовый роще - возле берёзовой рощи, от дверя - от двери.
- Пропуск слов в предложении: Маша не поела, потому что к бабушке - Маша не поела, потому что спешила к бабушке.
- Замена слов на похожие: Макар заблудился в лису - Макар заблудился в лесу.
- Написание предлогов слитно, а приставок отдельно: без страшный - бесстрашный, уреки - у реки.
Орфографические ошибки
Они возникают тогда, когда ребёнок не обладает достаточно хорошей памятью, чтобы запомнить правила или воспользоваться ими в нужный момент времени.
Примеры таких ошибок:
- Безударная гласная в корне: салома - солома.
- Написание имён собственных с маленькой буквы: кристина - Кристина.
- Написание звонких и глухих в конце слова: дет - дед.
И так далее. Вариантов орфографических ошибок много.
Почему ребёнок делает ошибки на письме?
Причин может быть несколько.
Чаще всего это:
- логопедические нарушения у ребёнка (даже если были устранены и ребёнок говорит хорошо, не было проведено глубокой работы по профилактике ошибок на письме);
- дисграфия - это расстройство письменной речи, при котором у ребёнка может быть много ошибок, буквально все типы (если хотите подробную статью о дисграфии, напишите в комментариях);
- низкая концентрация внимания - ребёнок может знать правила, хорошо ими владеть, но отвлекается, теряет внимательность и из-за этого ошибается;
- плохая память - ребёнок не может запомнить правила, либо в нужный вытащить их из памяти.
Логопедические трудности
Логопедические нарушения у ребёнка обычно приводят именно к первому типу ошибок. Иногда ко второму. А при запущенности или недостаточно качественной работе логопеда логопедические нарушения переходят в дисграфию.
Что такое логопедические нарушения я рассказываю в этом видео:
Дисграфия
Проблема этого нарушения в том, что его не достаточно часто диагностируют у ребёнка. Учителя и родители могут думать, что ребёнок ленивый или недостаточно старается.
На самом деле проблема заключается в особенности работы мозга и устранятся должна именно посредством развития мозга, улучшения и ускорения его работы.
Повторюсь, если хотите статью про дисграфию, пишите в комментариях.
Низкая концентрация внимания
Трудности с концентрацией внимания сопутствуют таким диагнозам как СДВГ и СДВ.
Что такое СДВГ, я разбираю в этой статье
Но и без синдромов достаточно детей, у которых снижена внимательность.
Всё снова упирается в работу мозга. Важно развивать скорость сообщения между полушариями, прокачивать многозадачность, тренировать концентрацию внимания.
Это может быть не быстро, но при регулярных тренировках за 1-3 месяца концентрация внимания улучшится в разы.
Плохая память
Часто плохая память и концентрация внимания идут об руку.
И если у ребёнка плохая память, то у него часто будут возникать ошибки последнего типа.
Очень расхоже мнение, что память нельзя улучшить. Это неверно. Память возможно тренировать с помощью специальных техник и упражнений.
Ещё одно ложное утверждение - чтобы улучшить память, надо больше учить стихов, чего-нибудь запоминать. Но если память плохая, то это не поможет. Да и запоминать такие стихи будет крайне сложно. Ребёнок возненавидит и Вас, и стихи, и обучение в целом.
Как решить проблему с ошибками на письме у ребёнка?
Если есть логопедические проблемы, то, конечно, в первую очередь разобраться необходимо именно с ними. Найдите хорошего логопеда, который проработает не только речь, но и сделает профилактику, чтобы проблемы не пустили корни и не вылезли в школе.
Можете записаться на логопедическую диагностику к нам. У нас есть логопедическое обучение, которое поможет.
Записаться на логопедическую диагностику
Если Вы уже имеете последствия с дисграфией, то здесь важно работать комплексно и глубоко. Конечно. решить проблему сложнее, но возможно при желании.
Память и внимание тренируются с помощью упражнений и техник, направленных на это. Плюс всегда важно обращать внимание на комплексное развитие мозга. То есть тренировать только внимание или только память не на 100% достаточно.
Если у Вашего ребёнка дисграфия, плохая память, внимательность, то Вы можете записаться на консультацию в нашу онлайн-школу. Тренеры пообщаются с Вами и ребёнком, выяснят причины и подберут наиболее подходящий вариант обучения.
Если Вам кажется, что помочь нельзя, исправить ситуацию слишком поздно или трудно, призываю Вас не сдаваться. Чаще всего всё гораздо легче, чем кажется. Но даже в самых сложных запущенных случаях, возможно получить улучшения.