Найти тему

Как предпринимателям и организациям работать с самозанятыми?

С какими самозанятыми могут столкнуться предприниматели и организации в своей работе: бухгалтера, юристы, таргетологи, маркетологи, копирайтеры, менеджеры по рекламе, администраторы аккаунтов, список можно продолжить.

Сходу я вам могу перечислить 3 причины работать по договору с самозанятым, а не нанимать сотрудника в штат:

1. Экономия на налогах (4 платежа по взносам в бюджет + НДФЛ)

2. Отсутствие трудовых отношений (и вытекающих из них социальных гарантий, окладов, премий, отпусков и больничных)

3. Не нужно предоставлять для работы офис, комп, рабочее место.

Работаете эффективно и с меньшими затратами.

Объективно, конечно, работать с самозанятыми удобнее, только оформить отношения следует в рамках закона, чтобы претензий не было ни к предпринимателю, ни к самозанятому.

Составила краткий регламент работы с самозанятыми. Проверьте, какой из пунктов отсутствует в вашем сотрудничестве:

1. Заключить договор

Предметом договора обязательно прописать услуги, внести пункт об ответственности самозанятого за его статус и обязанность предоставить чек (про договор подробнее будет ниже)

2. Перед заключением договора проверить статус плательщика НПД

Запросите у самозанятого справку о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход или самостоятельно проверьте на сайте https://npd.nalog.ru/check-status/

Самозанятый может в любой момент слететь с налога на профессиональный доход (например, если превысит лимит по доходу в 2,4 млн.руб.) или сняться с учёта самостоятельно, поэтому желательно проверять статус перед каждым платежом, особенно если платежи реже, чем 1 раз в месяц

3. Подписать акт оказанных услуг (отчет о работе самозанятого)

Акты (отчеты) следует подписывать перед каждым платежом, в акте указывать конкретный выполненный объем работ за период, за который производится оплата

4. Оплатить услуги через расчетный счет

В назначении платежа желательно указать, что платеж производится плательщику НПД за выполненные работы.

5. Взять чек

Чеки следует собирать в виде ссылок и хранить, потому что налоговая может запросить каждый чек

Обратите внимание, что ни один из перечисленных выше шагов не следует игнорировать! Последовательная работа с самозанятыми гарантирует вам защиту от претензий со стороны налоговой

Что НЕЛЬЗЯ в договорах с самозанятыми:

- использовать трудовые термины, например, должность, штатное расписание, правила распорядка или график работы

- закреплять обязанность исполнять указания штатных сотрудников

По-хорошему должен быть договор оказания услуг или договор подряда с определенным объемом работ и сроком исполнения

- указывать социальные гарантии исполнителю

- устанавливать режим работы и отдыха

В конце 2021 года в некоторых регионах прошла волна вызова предпринимателей в налоговые органы для дачи пояснений по работе с самозанятыми лицами. Продолжается это и в 2022 году.

Налоговая в принципе не против таких отношений, но, когда человек работает по трудовому договору, предприниматель платит больше налогов, следовательно, задача налоговой - проверить, не подменяются ли трудовые отношения заключением договора оказания услуг.

Есть письмо, в котором четко прописаны признаки подмены - письмо ФНС России от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@

Смысл в том, что налоговая оценивает предпринимательскую самостоятельность самозанятого в ведении своей деятельности.

Кстати говоря, у самозанятого может быть ОДИН заказчик, если отношения между плательщиком налога на профессиональный доход и этим заказчиком не имеют признаков трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ (разъяснения есть в Письме ФНС России от 01.04.2021 № АБ-4-20/4336@).

Думаю, что после страшилок о вызовах в налоговую, задумываешься, а стоит ли рисковать и связываться с самозанятыми.

На самом деле, заключить договор с самозанятым гораздо надёжнее, чем просто переводить оплату на карту физ.лицу.

Для своих клиентов я составила комплект документов для работы с самозанятыми "сотрудниками". В него входит:

- шаблон Договора на оказание услуг с прайсом исполнителя

- шаблон Акта приема-передачи оказанных услуг.

Без этих документов работать с самозанятыми рискованно и грозит претензиями со стороны налоговых органов (читай "доначислением налогов").

Как правило самозанятые не заморачиваются на оформление договора, поэтому заказчику следует позаботиться об этом самостоятельно. Именно со стороны заказчика услуг надзорные органы могут переквалифицировать отношения с самозанятыми лицами в трудовые.

Подробнее про шаблоны документов у меня на сайте, они унифицированы под оказание любого вида услуг, договор включает в себя пункты, обязательные при удаленной работе, когда обмен оригиналами документов невозможен, а также порядок расчетов путем перечисления предоплаты.

Выстраивайте отношения в бизнесе в рамках закона!