Найти тему
Александр Седов

Сыщик Чухонцев - прямой наследник Шерлока Холмса

В обширной фильмографии Виталия Мельникова лишь одну картину можно отнести к ретро-детективам. Зато с существенным дополнением: этот ретро-детектив – шпионский. Фильм «Первая встреча, последняя встреча» снят на киностудии «Ленфильм» в 1987 году и своей стилистикой хорошо отразил хлынувшую в Перестройку моду на упаднические настроения начала двадцатого века. Перед своей гибелью советский кинематограф заново открывал эстетику полузапретного декаданса, смутных предчувствий символизма и вычурных завихрений стиля модерн.

Не сказать, что в фильме Мельникова всем этим как-то особенно упиваются – в отличие, например, от нарочитого в своём эстетизме фильма «Господин оформитель», снятого на полгода позже режиссёром-дебютантом Олегом Тепцовым (тоже, кстати, ленфильмовцем). В «Первой встречи» всему придан налёт грустной иронии и искреннего сожаления – в духе прочих картин Виталия Мельникова, созданных на современном материале. Вглядываясь в ажурное зеркало старинной эпохи, режиссёр вольно или невольно протягивал нить из перестроичных восьмидесятых в далёкий 1913 год. Тот самый год, по которому СССР регулярно сверял возросший достаток советских граждан. Разумеется, Мельникова не столько заботило материальное благополучие обитателей эпохи, сколько судьба-индейка «маленького человека» в канун великих потрясений и радикальных изменений русского общества.

-2

Фильм повествует о студенте-юристе Петре Григорьевиче Чухонцеве, который волею судеб и по причине неуёмного своего любопытства оказывается втянут в расследование, связанное с германским шпионажем аккурат перед Первой мировой войной.

Когда-то по петербургским улицам бродил студент-юрист Раскольников, вопрошая равнодушное бытие «Тварь я дрожащая или право имею?» Недоучка-правовед совершал двойное убийство и ограбление, так сказать, из «морально-теоретических» соображений, и затем на протяжении всего романа то казнил, то миловал себя, и, в конце концов, отдавался в руки правосудия в лице следователя Порфирия Петровича.

Сценарий Владимира Валуцкого помещает в центр сюжета студента той же факультетской специальности. Детективный жанр здесь следует своей канонической схеме. Имеется клиент – чокнутый изобретатель Куклин (актёр Борис Плотников), который обращается к частному сыщику Чухонцеву. Клиент опасается за свою жизнь и за сохранность чертежей своего гениального изобретения. Поначалу странности в поведении клиента отталкивают начинающего сыщика, но когда клиент погибает им же предсказанным способом, а тетрадь с расчётами исчезает, Чухонцев без колебаний берётся за расследование. Естественно, безвозмездно. Дело чести!

Итак, есть тело – есть дело. В наличии сыщик, полный энтузиазма, отваги, сметливости, ну и некоторой доли наивности. Молодой правовед занимается тем, к чему призван профессией – поиском и наказанием виновного в преступлении. Вот только государственная машина отчего-то не помогает установлению истины, а лишь огрызается на господина Чухонцева. «Разве частный сыск у нас разрешён?» – недоумевает высокий чин контрразведки с наружностью Иннокентия Смоктуновского. И поглядывает так свысока на юношу сквозь холодные стёкла пенсне.

-3

Примерно за двадцать лет до того Иннокентий Михайлович сыграл на экране Порфирия Петровича. В «Преступлении и наказании» он был строг и иезуитски последователен, изобличая студента юрфака Раскольникова. Минули годы – и напротив героя Смоктуновского снова студент-юрист. Не душегуб, не злодей, не заблудившийся в нравственных императивах теоретик, а детектив-практик, патриот и здравомыслящий гражданин империи. Не ко двору этот «лишний человек», утверждают постановщики фильма, очень уж искренен и бескорыстен. И подозрительно инициативен.

-4

Чухонцев в исполнении Михаила Морозова самозабвенно продолжает дело великого Шерлока Холмса на русской земле. Да и как не продолжить, если годом ранее актёр пробовал себя в роли невольного помощника знаменитого лондонского сыщика? В финальных сериях про ХХ век, тот самый, который начинается, немногословный, но исполнительный клерк по фамилии Смит ошарашен, признав в джентльмене пенсионного возраста кумира миллионов, бывшего обитателя дома на Бейкер-стрит.

-5

«Да, сэр!», «будет сделано, сэр!» – растерянно мямлит мистер Смит на повелительную просьбу Холмса принести газеты или пожарить яичницу, и мчится исполнять. Смит-Морозов так легко и органично вписался в интерьер холмсовской квартиры, заменив собой старушку миссис Хадсон, что никто бы не удивился, явись этот персонаж в следующих сериях. Но сериал, увы, закончился.

-6

Почитатели советского «Шерлока Холмса» нередко сетуют на малое число вышедших серий. Слишком уж скоротечен был сериал, очень уж молниеносно пронеслось свидание с любимыми героями, которое растаяло, как сон, как лондонский туман. Но «Ленфильм» сделал другое: он продлил и расширил тематическую вселенную непрямым, косвенным образом. Если ленфильмовскую экранизацию авантюрных рассказов Роберта Стивенсона о принце Флоризеле можно принять за своего рода пролог к Шерлокиане, то фильм Виталия Мельникова – это своеобразное продолжение и перенос шпиономанских приключений эпохи декаданса в Россию, в том же жанре иронического детектива.

В «Первой встрече» многое дышит тревожным предощущением войны, и это очень знакомо по фильму «ХХ век начинается». Воссоздан тот же исторический период, взята схожая стилистика. У обоих фильмов один художник-постановщик Исаак Каплан и один оператор-постановщик Юрий Векслер. Применены одни композиционные и мизансценические решения – и если смонтировать кадры из двух фильмов вместе, они сольются в общей эстетике.

-7
-8

Даже выбор названий двух ленфильмовских картин произошёл одинаковым способом – цитированием русской поэзии. Название картине Виталию Мельникову подсказала строка из популярного дореволюционного романса «Утро туманное», написанного на стихи Ивана Тургенева. Мелодия этого романса несколько раз звучит по ходу действия печально-лирическим рефреном.

Немногие в курсе, что Игорь Масленников, подыскивая заключительным сериям про Холмса название, вдохновился «Поэмой без героя», которую на закате жизни сочинила Анна Ахматова в качестве горького прощания с Серебряным веком. Перечитывая поэму, нельзя не заметить, что к фильму про русского сыщика Чухонцева её строки, пожалуй, ближе, чем к лондонским похождениям Холмса:

…И всегда в духоте морозной,

Предвоенной, блудной и грозной,

Жил какой-то будущий гул…

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не тревожил души

И в сугробах невских тонул.

Словно в зеркале страшной ночи,

И беснуется и не хочет

Узнавать себя человек, –

А по набережной легендарной

Приближался не календарный –

Настоящий Двадцатый Век.

Имперский Санкт-Петербург в картине Виталия Мельникова суров, промозгл, неуютен и серыми громадинами давит на затерявшегося в его дворах-колодцах молодого человека в кепи. Недоучившийся юрист выслеживает убийцу, лазит в форточки, ходит по крышам, встревает в дела полиции и контрразведки. Вдобавок влюбляется в кафешантанную певичку, замешанную в тёмных делах. Целый букет приключений сваливается на голову бедного господина Чухонцева. А он рад – этим приключениям, шансу послужить отечеству и обезвредить шпиона. Мёрзнет, часами простаивая у немецкого посольства, выслеживая связных. Рискует жизнью, забираясь в чужие кладовки и устраивая провокации подозрительным субъектам. Был не раз бит, но с толку не сбит.

Но имперское отечество не оценило его усилий, предпочло не заметить скромного подвига его рядового поданного. И, как следует из эпилога, в новом 1914 году Чухонцев был отправлен в окопы мировой войны, где и сложил свою смышлёную голову.

Обращает на себя внимание в фильме пёстрое разнообразие человеческих типов – настоящий людской маскарад, достойный увесистого романа про жизнь разных сословий дореволюционной России: от гулящего графа до спивающегося механика. Авторы фильма не поскупились и пригласили на небольшие роли больших артистов – скорее для фактуры, нежели для полноценного раскрытия характеров. Однако без их колоритного фона история «маленького человека» Чухонцева не заиграла бы красками.

-9

Он водит знакомство и с немецким майором Геем, в исполнении Юрия Богатырёва, светским львом и крайне сомнительным типом. И с опустившимся русским самоучкой Занзевеевым, в исполнении Олега Ефремова, «порохом опаленным» – с серым пятном поперёк физиономии, который рубит правду-матку, но который надежён, как по дешёвке купленный у него свинтокрутильный метермалёт.

Седовласый пристав с огромными усищами и кулачищами, и с хриплым, как у иерихонской трубы, голосом, в исполнении Николая Крючкова давний спутник приключений «пинкертона» Чухонцева: «Оставь это дело, Петруша! Христом-богом тебя, молю», по-отечески наставляет он, пока Петруша склоняется у изголовья очередного трупа.

-10

Ох, мудра «старорежимная держиморда»! хоть и ограничена полицейским умом, и дальше своего участка не видит. А ведь тут дело государственной важности. О чём и некто Шольц с радостью подтвердил бы, коли пожелал. Да только держит свою радость при себе и хитро с прищуром ухмыляется. Кстати, не из-за внешнего ли сходства с австрияком Клаусом Марией Брандауэром (актёром из прогремевшего фильма «Мефисто») был взят на роль немецкого коммивояжёра Сергей Каюмович Шакуров?

-11

Никто до поры до времени не принимает сыщика Чухонцева всерьёз, даже златокудрая Ванда, прима кабаре, с чарующим польским акцентом, кружащая Петрику голову. И первым проницает всю серьёзность намерений молодого сыщика – сыщик в отставке Погилевич, когда-то трудившийся под началом самого Путилина. Ещё одна отменно сыгранная роль Михаила Кононова, который не любил размениваться на проходные картины. Здесь он художественно точен и предметно конкретен, когда «держит форс» – шествует в сюртуке по коридору дорогой гостиницы и когда поясняет неопытному коллеге, как легко и просто перерезать горло.

-12

Встреча с сыщиком Чухонцевым была первой, но она же оказалась последней. Будь ленфильмоцы дальновиднее, они бы оставили молодого человека в живых вместе с его наставником Погилевичем. И запустили бы сериал о многолетних похождениях детективной пары – хоть до самой Октябрьской революции, а то и после: царских спецов охотно брали на работу в органы советской милиции. Но случилась другая революция, перевернувшая мир и отменившая советский кинематограф. Собственно, не о возможной преемственности снимал свою картину режиссёр Мельников, а, наоборот, о тихой и немного суетной частной жизни в преддверии конца истории. Тёплая компания друзей-приятелей справляет рождество 1913 года в уютной петербургской квартире, балагурят и гадают о будущем – так фильм «Первая встреча» начинается. А заканчивается зрелищем новогоднего фейерверка: алым огнём пламенеют четыре цифры «1914». Кругом веселится ряженая толпа: «И беснуется и не хочет / Узнавать себя человек».

Александр СЕДОВ (с)

другие мои статьи и переводы: Советский детектив о предателе - размышляя о фильме "Противостояние" (1985) / "Легавый": Ален Делон - впервые комиссар полиции / Мистер Шерлок Холмс без Конан Дойла / Следствие по делу о Знатоках - 1 часть, 2 часть, 3 часть / Бунтарь Высоцкий в мире полутонов / Жеглов - моя фамилия / Ватсон под маской Володи Шарапова / Тихонов против Тихонова / Инспектор Морс - чужой среди своих / и т.д.

#советские фильмы #ленфильм #шерлок холмс #декаданс #детектив