Найти в Дзене
Группа РСО20-3

Социометрический метод

Оглавление

Социометрический метод — это способ опроса, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатий и антипатий среди членов группы.

История возникновения

Широкую популярность социометрический метод опроса завоевал после опубликования результатов хоторнских экспериментов, проведенных Э. Мэйо, когда выделенная на основе социометрического опроса группа работниц «Вестерн Электрик Компани» продемонстрировала высокую производительность труда, что подтвердило значимость межличностных отношений в организации и их особую роль в повышении производственных показателей предприятия.

Отличие социометрического опроса от обычного

Ответом на социометрический вопрос является НЕ значение признака, измеренное по определенной шкале, а фамилия (или номер, символ) члена группы. Таким образом, в отличие от обычного опроса, в ходе которого производится распределение мнений респондента относительно изучаемого признака, социометрический опрос ориентирован на выявление структуры внутригрупповых отношений.

В техническом отношении социометрия предполагает сочетание опросной методики и алгоритмов математической обработки первичной информации.

Требования к проведению социометрического опроса:

1. Опрос следует проводить только в коллективах, имеющих значительный опыт (не менее 6 месяцев) совместной деятельности, когда между членами группы сложились устойчивые взаимоотношения.

2. Размер опрашиваемого коллектива не должен превышать 20-25 человек. Увеличение этого числа усложнит наглядность выявленных связей и снизит качество полученной информации.

3. В ходе процедуры социометрического опроса от начала до конца должен выдерживаться изначально выбранный социометрический критерий. Критерий должен быть ясным и понятным для всех.

4. При проведении опроса необходимо указать опрашиваемым, сколько положительных и отрицательных выборов они могут сделать. В отдельных случаях, когда исследуемая ситуация имеет высокую степень неопределенности, допускается неограниченное число выборов.

5. Социометрический критерий должен адекватно воспроизводить ситуацию выбора партнера, позволяющую опрашиваемому свободно выбрать или отклонить члена своего коллектива.

6. Опрос должен проводиться посторонним для этого коллектива лицом; первичные данные опроса должны быть конфиденциальными, известными лишь руководителю опроса.

7. Участие респондентов в опросе должно быть индивидуальным и независимым от мнения других.

Особенности формулировки вопросов

Центральное место в проведении социометрического опроса занимает процедура формулировки вопроса, от характера которого зависит не только точность полученной информации, но и выбор способа обработки этой информации.

Примеры вопросов:

  • С кем из членов Вашей группы Вы хотели бы участвовать в намечающемся проекте?
  • Кто из членов Вашей группы мог бы представить Ваши интересы на конференции коллектива?
  • С кем из членов своего коллектива Вы чаще всего обсуждаете события, происходящие на предприятии?
  • Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по степени духовной близости.

Социометрические критерии

Социометрический критерий — конкретная ситуация, характеризуемая контактом между индивидуумами и определяющая основу их выбора.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений между индивидами

Виды:

  • Производственные («С кем из членов Вашей рабочей группы Вы хотели бы продолжить сотрудничество?»).
  • Непроизводственные («С кем из членов коллектива Вы хотели бы провести время в ночном клубе?» ).
  • Воображаемые («Кто, по Вашему мнению, согласится с Вами работать над проектом?»).

Признаки отношений между членами группы

Отношение членов группы друг к другу может характеризоваться 3 признаками:

  • Профессиональный признак определяет социометрический статус каждого из членов группы, достигаемого в ходе совместной деятельности.
  • Морально-этический признак устанавливает равное отношение членов группы к действующим нормам и способностью каждого члена соблюдать эти нормы, на основе оценки которой и определяется его реальный статус.
  • Функциональный признак обусловлен возможностями группы выполнять присущие ей функции, что обеспечивается управляемостью группы, наличием в ее структуре ярко выраженного лидера, ресурсной базой и пр.

Контуры социометрических взаимосвязей в группах

В зависимости от выявленного в ходе опроса характера взаимоотношений между членами организации определяются такие контуры:

  • Положительной является внутригрупповая связь, обеспечивающая объединение партнеров на базе выделенного критерия.
  • Отрицательной будет такая связь, которая может вызывать конфликтность в группе с перспективой ее распада.

Определение положительных и отрицательных контуров социометрических взаимосвязей может быть осуществлено на основе социометрических индексов.

Социометрические индексы

Социометрические индексы — количественные показатели состава положительных и отрицательных выборов в исследуемой группе, раскрывающие функциональное состояние группы в целом и место отдельных ее членов, обусловленных отношением к ним других.

Типы индексов: 

  • индивидуальные;
  • групповые.

Примеры индексов

  • Индекс социометрического статуса — выражает отношение группы к одному из ее членов и представляет собой частное от деления числа действительно полученных данным индивидом выборов на число возможных выборов, которое он может получить в группе.
  • Индекс психологической экспансивностивыражает желание каждого из членов группы сотрудничать с остальными и представляет собой частное от деления числа выборов, сделанных индивидом, на число возможных выборов, которые он может сделать. 
  • Индекс объема взаимодействий (Л) — показывает интенсивность взаимодействия индивида с другими членами группы.

Результат социометрического опроса

Результат — создание микро группы, сформированной на принципах взаимного доверия. Роль этих групп существенно возросла в современных условиях, вместе с переходом производственных систем на новые технологии, связанным с ограничением роли жесткого разделения труда между членами группы.

Суть этого перехода, получившего обозначение как переход от механического типа групповой динамики к органическому, состоит в подборе рабочих коллективов, сформированных на началах социальной и психологической совместимости, для выполнения производственных задач в рамках полного технологического цикла.