Найти в Дзене

Дом художника. Дополнение к запутанной истории.

История «Дома с лягушками» и его покупки именитым художником Эрнстом Карловичем фон Липгартом имеет свое, не менее любопытное дополнение. Речь идет о другой, более масштабной недвижимости, которая тоже принадлежала Эрнсту Карловичу. Некоторое время…

 

Еще в 1898-м году фон Липгарт приобрел довольно обширный земельный участок на Каменноостровском проспекте. На этом участке по проекту Эрнеста Францевича Вирриха был построен двухэтажный особняк и мастерская-студия. Правда строения эти просуществовали не очень долго. Буквально в первые годы следующего века один из самых известных и плодовитых петербургских архитекторов того времени – Василий Васильевич Шауб разработал оригинальный проект «немецкой застройки» перекрестка Каменноостровского проспекта с Большой Оружейной улицей. Естественно «законченный ансамбль» в этом месте было просто невозможно создать без использования участка принадлежавшего Эрнсту Карловичу. В 1905-м Василий Васильевич подготовил проект солидного доходного дома с учетом пристрастий и «особенностей» владельца – просторная светлая студия для «художественных работ», декор необарроко с учетом страстного увлечения фон Липгарта эпохой Возрождения… При этом, Шауб четко выдержал формы здания в общей концепции югендстиля и собственного плана по созданию «кусочка немецкого города». В целом дом явно был предназначен для состоятельной публики. В парадной – одна квартира на один лестничный пролет.

-2
-3
-4

В «башне» - две, оринтированные на противоположные «крылья». Просторные и светлые торговые площади для арендаторов на первом этаже. Конечно и модерн сюда «прокрался» в отдельных деталях. Мода есть мода.

-5
-6
-7

Строительство дома было завершено в 1906-м. Эрнста Карловича в работе Шауба похоже все вполне устроило. Он переехал в новое жилье еще до полного окончания строительства и остался здесь до… 1921-го года… Но есть в этой истории один занятный нюанс…

 

-8

На самом деле, менее чем через три года после новоселья фон Липгарт этот дом…продал, хотя и остался тут жить. Можно долго предполагать разные причины, но скорее всего все было достаточно просто. Эрнст Карлович в Петербурге был человеком очень известным. Востребованный художник-портретист, который весьма успешно работал для императорской фамилии и выполнял массу частных заказов. Талантливый декоратор фешенебельных особняков. С 1906-го - бессменный главный хранитель картинной галереи Эрмитажа. Консультант многих состоятельных коллекционеров… И все это не считая довольно активной преподавательской деятельности. Одним словом фон Липгарт был человеком отнюдь не бедным и проблемы получения доходов от недвижимого имущества, скорее всего, его интересовали мало. Да и по складу характера он был не сильно расположен к подобной деятельности. В таких случаях было принято нанимать управляющих, но Эрнст Карлович решил по другому…

-9

 

Трудно сказать, какие именно аргументы и резоны представил покупатель, но убедить в привлекательности именно такой схемы фон Липгарта он смог. А покупателем был не кто иной, как, уже упомянутый в предыдущей истории, владелец нескольких доходных домов в столице и биржевой торговец «ценными бумагами» … Арон Яковлевич Гутман. И тут получается весьма любопытная конструкция. В 1908-м Гутман приобретает у фон Липгарта этот внушительный дом на Каменностровском, а в 1909-м продает ему «Дом с лягушками» в Митавском переулке, который предназначается для сына Эрнста Карловича. Не сложно предположить, что разница в стоимости того и другого дома была довольно значительной, да и «доходный потенциал» у дома на Каменноостровском был много больше. В таком раскладе, дом в Митавском, скорее всего, просто покрывал часть весьма внушительных расходов Гутмана по «основной сделке». Правда о том, как на самом деле прошли взаимные расчеты мы уже не узнаем… Как бы то ни было, но факт остается фактом. «Дом с лягушками», по не вполне ясным, но вполне предполагаемым причинам, Эрнст Карлович продал в 1914-м, а домом на Каменноостровском Арон Яковлевич владел вплоть до 1917-го… 

К слову, известный дом на Ординарной, где Гутман сам проживал до самой революции, он купил тоже в 1908-м… И схема этой покупки сильно напоминала историю «Дома с лягушками». Вероятно для Арона Яковлевича вообще год был очень удачным…

 

Такая вот история.