Ситуация на рынке: Оружие
Доля России на мировом рынке вооружений на 2016 год составляла порядка 25%. В оборонной промышленности страны работают около 2,5-3 млн человек. В 2020 году объем экспорта российских вооружений составил $15,6 млрд.
Что известно о сегодняшней работе сектора:
— 26 февраля 2022 года Евросоюз ввел санкции в отношении 60 ведущих промышленных компаний России (производители самолетов «Сухой» и «Туполев», ракетно-космический центр «Прогресс», концерны «Калашников» и «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», «Севмаш» и др.). Странам и компаниям ЕС запрещено предоставлять представителям «черного списка» доступ к рынку капитала и любым видам финансовых услуг, оказывать техническую помощь или торговать с ними продукцией и технологиями военного или двойного назначения.
— 2 и 24 марта под санкции от США попали десятки предприятий, входящих в оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России (УПКБ «Деталь», РКБ «Глобус», НПП «Салют», УПКБ «Деталь», «Кронштадт» и т.д.). Это фирмы, которые производят боевые самолеты, боевые машины пехоты, системы радиоэлектронной борьбы, ракеты и беспилотные летательные аппараты для российских вооруженных сил. В эти компании запрещается инвестировать, покупать у них крупные активы и совершать с ними банковские операции.
— Российский ОПК почти полностью независим от импорта,- заявляет военный политолог, доцент кафедры политики и социологии РЭУ Плеханова, Александр Перенджиев. Это подтверждают и другие специалисты. Нехватку комплектующих компенсирует Китай (например, двигатели для военных кораблей).
— В ряде систем вооружения (например, в космической сфере) есть микроэлектроника класса Space и другие комплектующие зарубежного производства. США и Запад, которые вводят ограничения, не являются монополистами в данном вопросе. Основной объем производства приходится на Тайвань, Сингапур, Малайзию, континентальный Китай.
Усиленное импортозамещение в российском ОПК началось с 2014 года, когда сфера попала под удар первых санкций Запада и США. До этого времени зависимость от зарубежных поставок была очень высокой. Германия и Украина поставляли корабельные двигатели, Украина — еще и авиационные, Япония — сложное промышленное оборудование.
В 2014 году Дмитрий Рогозин во время одного из выступлений сказал, что комплектующие и узлы из стран НАТО и ЕС (главным образом радиоэлектроника и оптика) применялись в 640 образцах военной техники российского производства, из них 571 образец должен был полностью замениться к 2018 году.
Еще более внушительные цифры озвучивал 16 июля 2015 года в докладе Владимиру Путину заместитель министра обороны России Юрий Борисов: «До 2025 года российская промышленность должна добиться импортозамещения по 826 образцам вооружений и военной техники».
По итогам 2019 года доля новых отечественных образцов военной техники в вооруженных силах РФ достигла 68%. Конкретных данных по зарубежным поставкам, актуальным на данный момент, нет, поскольку информация засекречена.