Когда мы говорим, что в суровую годину на защиту Родины встали все от мала до велика, то вспоминаем и тех, кто попал на фронт из исправительно-трудовых лагерей. С началом войны каждый пятый заключенный, а их было около 2,3 млн. человек, убыл на фронт после досрочного освобождения. Причем, вопреки ошибочному мнению, большинство из них воевали не в штрафных, а в обычных воинских частях.
Всего до конца 1941 года армия пополнилась 420 тыс. бывших заключенных. С учетом же постановлений Государственного Комитета Обороны (об использовании спецконтингента) за три года на фронт было направлено около 1 млн. ранее осужденных.
Об одном из таких «зеков» ранее рассказал в статье «Авторитетный вор Николай Кульба стал на фронте Героем, а после демобилизации вернулся на преступную тропу (можно прочесть ЗДЕСЬ:)
Сегодня расскажу еще одну историю – о гвардии сержанте Анатолии Павловиче Черкасове (1924-1987), по кличке Черкас. По некоторым данным (документально не подтвержденным), на момент гитлеровского нападения на СССР он уже пять лет находился в лагере за кражи и грабежи[1]. Сам попросился на фронт. Был призван в Красную Армию в 1942 году, воевал в составе отделения разведки 7-й батареи 214-го гвардейского гаубичного артполка 8-й гвардейской гаубичной артиллерийской бригады.
Воевал Черкасов геройски, в 1943 году был награждён медалью «За отвагу».
В феврале 1944 года Черкасов в ходе наступления на село Букштыны Витебской области повёл подразделение автоматчиков на штурм этого населённого пункта. Был ранен, но продолжал сражаться с врагом. Получил второе ранение, после чего его вынесли с поля боя. Был награждён орденом Славы III степени.
В ноябре 1944 года он вновь отличился, - командуя отделением разведки, обнаружил несколько важных военных объектов врага, которые были уничтожены огнем артиллерии. Черкасов был удостоен еще одной медали «За отвагу». А в январе 1945 года выявил замаскированную самоходку, противотанковую пушку, миномётную батарею, два наблюдательных пункта противника, 5 блиндажей и 4 пулемётные точки, которые также были уничтожены. 28 января в районе Гросс-Лаут Черкасов был ранен в грудь, но от эвакуации отказался. Был награждён еще одним орденом Славы II степени.
Сержант Черкасов вернулся в родной Ростов героем. Но уже в 1946 году вновь был осужден за кражу. Его биографы отмечают, что в заключении Черкас активно участвовал в так называемой «сучьей войне» (между «правильными» ворами и зеками-фронтовиками). В этой связи нередко упоминается еще один фронтовик - Василий Пивоваров, имевший клички Пивовар и Салавар, который, якобы, был на фронте командиром разведроты. Так это или нет – проверить по документам пока никому не удалось (слишком мало исходных данных для идентификации). По одной из версий, его убил в 1950 году еще один вор-фронтовик Василий Григин, по кличке Кутузов. О последнем сохранились документальные свидетельства. Он известен тем, что является лидером по числу судимостей среди Героев Советского Союза – был осужден десять раз!
О нем и других неоднократно судимых после войны Героях можно прочесть ЗДЕСЬ:
Анатолий Павлович Черкасов в 70-е-80-е годы был неоднократно судим. Умер 16 октября 1987 года в Москве, похоронен на Головинском кладбище.
[1] Об этом, в частности, писал генерал-лейтенант милиции А.И. Гуров.
Приложение – таблица, в которой приведены данные о Героях Советского Союза, неоднократно судимых после войны (в алфавитном порядке)
Другие статьи ЗДЕСЬ.