Знаменитые «Кресты» – одна из главных тюрем, которая функционировала во время блокады Ленинграда. Поблизости также действовала тюрьма №2, которая находилась по адресу: ул. Арсенальная, 9. Доподлинно остается неизвестно о существовании во время ВОВ пересыльных тюрем. Информация после начала немецкого вторжения остается засекреченной и сегодня. В любом случае многих интересует вопрос о судьбе заключенных в период блокады.
Большая часть заключенных после вторжения немецких войск в срочном порядке была эвакуирована по восточному направлению. Некоторые работники тюрем отправлены на помощь армии. В результате в качестве наблюдателей остались только женщины и старики, которые сумели за короткий срок организовать надежную охрану и оборону. В скором многие из них скоропостижно скончались от голода и непрерывных бомбежек.
Таким образом, напрашивается вывод, что заключенные также п𝖔гиб𝖆ли по причине отсутствия какого-либо продовольствия. В любом случае тюрьмы оставались заполненными. В них находились все, начиная от осужденных за легкие преступления и заканчивая осужденными за тяжкие.
При этом важно понимать, что в исторических справках невозможно отыскать объемную информацию о 𝕔𝕄𝕖𝕡тℍ𝕠𝕔ти в тюрьмах. Это обусловлено отсутствием полноценных исследований со стороны историков. Сегодня только известно о том, что заключенные, которые выразили согласие на тяжелую повседневную 11-часовую смену, могли рассчитывать на усиленное питание с куском хлеба.
Справка: на 1 июля 1942 года в тюрьмах Ленинграда находилось на содержании порядка 3200 заключенных в «Крестах» и столько же осужденных в колонии №2. В дальнейшем принято решение о создании спецколонии с поселением порядка 250 несовершеннолетних, 400 осужденных с инвалидностью переведены в особое место содержания.
Как НКВД и суды поступали с преступниками во время блокады Ленинграда?
В первое время военной немецкой агрессии большая часть представителей Ленинградского городского суда были подвержены мобилизации и отправлены на фронт. Однако пребывание было не в окопах, а непосредственно в военном трибунале. В августе 1941 года немецкие войска вплотную подошли к Ленинграду. По проверенной информации 3 судьи перешли на сторону народного ополчения и пали смертью храбрых. Известны даже фамилии – Соколов, Омелин, Лебедев.
Несмотря на продолжительную блокаду, местный судебный орган продолжал непрерывную работу. Сотрудники НКВД отлавливали грабителей, предателей, диверсантов и прочуюю нечисть Согласно документам, за два года в период с 1 июля 1941 по 1 июля 1943 г. на скамье подсудимых оказались 15 193 человека. Из них к стенке поставили 2093 осужденных. Как можно видеть, эти цифры абсолютно не соответствуют тем голословным обвинениям, которые тиражируют либеральны СМИ о миллионах репрессированных «сталинскими опричниками» в годы войны
Более того, во время военного положения у осужденных за нетяжкие преступления была возможность искупить свою вину перед Родиной. Уголовные дела автоматически прекращались если подсудимого отправляли на фронт. Для многих это стало настоящим спасением.
Порой случались невероятные эпизоды. Так 9 янавря 1942 г. на военном трибунале шло разбирательство в отношении мужчины 1914 года рождения, который явился в органы НКВД с повинной. Когда началась война, ему пришла повестка, но идти на фронт мужечине не хотелось. Вместо этого он занялся грабежом квартир граждан, которые были отпрравлены в эвакуацию или на фронт. В те тяжелые времена жителям не всегда удавалось взять с собой ценные вещи и в квартирах было чем поживиться. А зимой, ближе к Новому году, в ход пошли квартиры погибших жителей города.
Утром 1 января злоумышленник влез в очередную квартиру, дабы обчистить ее у увидел страшную картину: на полу лежала 𝕄𝕖𝕡т𝕓𝕒я женщина, а рядом с ней двух чуть живых двойняшек. Почти двое суток детишки жили на воде и ели шоколадные конфеты, которые они случайно нашли среди елочных украшений, лежавших там еще с прошлого 1941 г. Нового года.
31 декабря перед самой 𝚌𝙼𝚎𝚙тью, мать отдала детям коробку с украшениями и сказала, что Дедушка Мороз обязательно придет к ним. Увидев домашника, малыши закричали: «Дедушка Мороз! Ты пришёл!» — и стали тянуть к нему руки. И тут сердце вора не выдержало. Он нашел одеяло, укутал в него малышей и прямиком отправил в районный отдел НКВД, где передал найденышей в руки ошарашенного дежурного. Малышей отправили в детский дом, а прибывшего с повинной вора - под арест.
Органы правосудия учли раскаяние и явку с повинной «Деда Мороза» (под таким псевдонимом он фигурировал даже в оперативной переписке между сотрудниками трибунала и НКВД) и удовлетворил его просьбу об отправке на фронт.