Каждый кризис происходит одно и тоже - кто-то уходит с рынка, а кто-то вырастает в империю.
Цикличность всех сфер жизни привела нас к новому спаду по всем фронтам. Экономика пострадала одной из первых. Государственный, муниципальный и частный бизнес экстренно начали сокращать издержки: сокращение штата, сокращение расходов на маркетинг, сокращение производства и тд.
Я хочу обсудить с вами тему, связанную с сокращением расходов на маркетинг.
Кризис - прекрасное время для передела рынка. Слабые игроки, у которых бизнес процессы не выстроены в систему - не смогут выжить в жестких условиях.
Что значит не выстроены бизнес процессы?
А значит это, что нет последовательных действий по упаковке бизнеса, привлечению клиентов и продаже товаров/услуг/продуктов для получения прибыли. Без этой отлаженной последовательности клиенты будут отваливаться на каждом этапе. Если в спокойное время рынок мог простить это и действовать "на авось" было для вас нормой, то сейчас рынок придавит вас огромной плитой и выплюнет из процесса.
Что же делать бизнесу, чтобы оставаться на рынке? Вот 5 пунктов, которые я рекомендую сделать предпринимателям:
1) Проанализировать продуктовую/товарную линейку и выявить слабые позиции (малопродаваемые). Их лучше отложить в сторонку и не тратить на них рекламный бюджет. Но их можно использовать для увеличения среднего чека. Сильные позиции (или товары-локомотивы) - активно рекламировать, но с учетом стратегии, чтобы не слить бюджет в одну сторону.
2) Если у вас не было воронки продаж - пора о ней задуматься. Причем срочно. Без нее средний чек и LTV будет падать неумолимо. Продумайте логику клиента. И тогда каждый клиент будет обходиться дешевле. Но при этом, он будет более лояльный к вашему бизнесу.
3) Начните работать с имеющейся базой контактов. Не ищите новых, пока не поработаете со старыми. С помощью этого, вы сможете заработать на рекламный бюджет для поиска новых клиентов.
4) Если вы до сих пор не знаете кто ваш клиент - вы скорее всего, закроетесь в ближайшие 2-5 месяцев. Причем в убыток. Анализ целевой аудитории - вот ваш ключ к росту. Зная кому продавать, вы сможете сделать конкурентное предложение для покупателей.
5) СМИРИТЕСЬ с тем, что кризис - нормальное явление. Не забывайте, что в кризис кто-то тонет, а кто-то строит себе круизные лайнеры. Вы сами строите свою реальность.
УДАЧИ!