Найти тему
Совсем другая история

Как Коля Попов отрезал и продал свои косы, чтобы уйти в армию

Сослуживцам, которые за странности дразнили Колю девицей, даже в голову не приходила истинная причина его поведения. Она бы объяснила, почему юный разведчик практически никогда не мылся - лишь изредка, глубокой ночью прокрадывался в остывающую баню, вздрагивая от каждого шороха...

В октябре 1914 года в 88-м Петровском пехотном полку появился смешной мальчишка-разведчик по имени Коля Попов. Доброволец. По виду - лет шестнадцати-семнадцати, не больше. Маленький, щупленький, ушастый, губки бантиком. На румяных щеках - ни тени щетины. Коля очень старался разговаривать солидным басом, но получалось паршиво - нет-нет да и прорывался его родной голосок, высокий и звонкий.

Однополчане над Поповым сначала потешались - ей-богу, девица в гимнастёрке - но вскоре зауважали. Коля неудержимо рвался в разведку, за линию фронта. Если вдруг посылали не его, парнишка тут же начинал предлагать старшим сослуживцам - мол, давай я тебя подменю! У тебя дома жена и пятеро детей, мал мала меньше. А мне терять нечего, я добровольно на войну пошёл. Нечего тебе рисковать, давай лучше я!

Многие соглашались, и вместо усатого отца семейства в очередную вылазку шёл Попов. Все только диву давались - откуда в этом тщедушном создании такая сила духа?

Буквально через два месяца Колино рвение принесло плоды - во время ночной разведки он взял "языка". За проявленное мужество его наградили Георгиевским крестом 4-й степени и отправили в отпуск.

-2

...Сияющий от гордости Коля прогуливался с мамой и папой по Георгиевскому проспекту Вильны. Он взахлёб рассказывал фронтовые байки. Но родители, казалось, слушали вполуха - они заговорщицки переглядывались и настойчиво влекли бойца вперёд.

Через некоторое время причина их перемигиваний предстала перед Поповым во всей красе.

На главном проспекте Вильны красовался огромный Колин портрет. И надпись:

"КИРА БАШКИРОВА - ДОБРОВОЛЕЦ НИКОЛАЙ ПОПОВ!"

Коле показалось, что его сердце пропустило несколько ударов, а потом ухнуло куда-то вниз.

- Это... что? Мам, пап, это что?

- Тебе нравится? Милая, вся Вильна так тобой гордится! И одноклассницы ждут не дождутся встречи с тобой!

Не пристало Георгиевскому кавалеру бухаться в обморок, как впечатлительной барышне. Только это и удержало Киру (а это действительно было настоящим Колиным именем) на ногах. Её тайна была раскрыта.

"Николай Попов" с одноклассницами по Виленской женской гимназии
"Николай Попов" с одноклассницами по Виленской женской гимназии

Кира Башкирова выросла в интеллигентной петербургской семье. Папа - преподаватель, полиглот, сотрудник Публичной библиотеки. Мама - образованная дворянка, все свои физические и душевые силы положившая на воспитание семерых детей.

Кира выросла деловой и до невозможности независимой. Быть обычной "благородной барышней" ей было невыносимо скучно. Куда веселее было водиться с деревенскими мальчишками и сбегать из дома, чтобы "вести самостоятельную жизнь".

Родители определили Киру в Виленскую Мариинскую женскую гимназию в надежде, что дочь остепенится. Не тут-то было: началась Первая мировая война, и Кира решила уйти на фронт добровольцем. Надо же Родине помочь! Вот только женщин в армию не брали... А значит, нужно было переодеться мужчиной, как знаменитая "кавалерист-девица" Надежда Дурова. Легче лёгкого.

О своей идее девушка рассказала сестре, подруге и двоюродному брату. Никто из них не просто не попытался отговорить Киру - затею горячо поддержали, а брат ещё и предложил ей своё удостоверение студента училища. На имя, как вы понимаете, Николая Попова.

Добровольцам перед отправкой на фронт нужно было самостоятельно обзавестись всем солдатским обмундированием. Денег у Киры практически не было, просить у родителей она не решилась - разоблачат ещё, и весь хитрый план насмарку. Зато у девушки были роскошные косы...

"Всё равно перед фронтом стричься налысо", - рассудила Кира. Остригла волосы и продала. Выручила пять рублей. Маловато. Тогда она продала ещё пальто, золотое колечко, несколько отрезов ткани, приготовленных для платьев...

-4

Через считанные дни Кира очутилась на фронте. Студенческого удостоверения хватило, никаких других документов никто не спросил.

Немного пообвыкшись, девушка написала письмо родителям. Попросила прислать папирос, махорки, бумаги и чернил. И подписалась: "Ваш сын Николай Попов".

Как уже говорилось, однополчане над Колей сначала потешались. Отдельным поводом для смеха была удивительная нелюбовь Попова к гигиеническим процедурам - парнишка почти никогда не мылся. Лишь изредка, глубокой ночью он прокрадывался в остывающую баню, вздрагивая от каждого шороха...

Шутникам, которые за странности дразнили Колю девицей, даже в голову не приходило, что они правы.

Раскрыли Киру случайно и довольно обидно - она подхватила кишечную инфекцию и попала в лазарет. Врачи, конечно же, заметили особенности анатомии солдатика...

В следующие несколько дней сослуживцы постоянно ходили к Кире "в гости" - пожелать скорейшего выздоровления. А ещё - извиниться, что произносили при ней крепкие словечки.

Начальство же крепко задумалось, как поступить с храброй разведчицей. Мало того, что женщинам в армии служить не положено. Так эта девица ещё и "Георгия" умудрилась получить - а такое не положено тем более. К счастью, вопрос решили по совести - награду оставили за Башкировой. Девушку отправили к родителям (они к этому времени перебрались в Орёл). Оттуда Кира подала прошение о зачислении её в армию, на сей раз от своего настоящего имени. Случилось чудо - прошение удовлетворили, и в 1916 году Башкирову зачислили в 30-й стрелковый Сибирский полк. Там она и сражалась до октября 1917-го...

Кира Башкирова с сослуживцами из 90-го стрелкового Сибирского полка, 1917 год
Кира Башкирова с сослуживцами из 90-го стрелкового Сибирского полка, 1917 год

Впереди у неё была долгая, богатая на события жизнь - три замужества, двое детей, ещё одна страшная война (которую она провела в госпитале в качестве медсестры). Кире Александровне предстояло преодолеть соблазн эмиграции и остаться с Родиной в 1917-м, увидеть рождение СССР и всего четыре года не дожить до его гибели. На девятом десятке "Николай Попов" пёк пирожки и домашние торты для семерых внуков и восьмерых правнуков...

Вот такие они, наши российские и советские "Мулан".

Кира Александровна после Великой Отечественной Войны
Кира Александровна после Великой Отечественной Войны