Найти в Дзене

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ В ПАСХУ НА КЛАДБИЩЕ?

Оглавление

Вопрос подписчицы:

«Сколько себя помню, всегда ходили в Пасхальное воскресенье на кладбище. А сейчас говорят, что это неправильно. Так можно или нельзя?

Не стоит. Ведь праздник Воскресения Христова - это главная духовная радость всего церковного года, в которой нет места для скорби. Господь Воскрес, одолел смерть, открыв для нас врата Царства Небесного, вечную жизнь!

Свет этого великого чуда освещает и наполняет радостью всю Светлую седмицу после Пасхи. Именно поэтому всю неделю после Воскресения Христова вообще не совершается поминовение усопших на Литургии, не служатся панихиды. Даже отпевание совершается по-особому, пасхальным чином.

Пасха и Светлая седмица - это время ликования, празднования, нашей благодарности Спасителю за Его дар каждому из нас.

Это время молитв о здравии, а не упокоении. Поминальные требы и действия противоречат самой сути Светлой Христовой Пасхи.

Безусловно, никто не возбраняет людям молиться за усопших, это долг каждого из нас, но специально посещать в этот праздничный день могилы усопших не надо. Для этого установлен особый день – Радоница, когда в храмах служатся панихиды, а также можно приехать на место земного упокоения своих родных и близких, прибраться, помолиться…

Обычай ездить на кладбища на Пасху можно назвать рукотворным. Он был «придуман» атеистической властью, чтобы отвлечь людей от праздничной службы в храмах. Именно поэтому даже специально выделялись автобусы, чтобы людей организовано везти на кладбища, подальше от церквей и пасхальной радости. Поскольку практиковалось это десятилетиями, возникла традиция. Но надо понимать, что эта традиция была установлена богоборческой властью, а не Церковью.

Наши мамы и папы, возможно, даже не догадывались, что поступают неправильно, да и выбора особого у них не было. Но мы-то теперь знаем! И мы слышим на пасхальном богослужении слова святителя Иоанна Златоуста, где в том числе говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище - юдоль смерти, побежденной Спасителем, означает сомневаться в Воскресении Христовом, в торжестве жизни. А уж когда на могилки в светлую Пасху приезжают, чтобы слегка прибравшись, выпить поминальную чарочку «за упокой», да закусить пасхальным яичком, то тут впору говорить о языческой тризне, а уж никак не о православной вере.

У святого священноисповедника Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова об этом:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники.

Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях».

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А).

#кладбище #ходить на кладбище в Пасху #пасха