Найти в Дзене
Т-34

Бессмертный подвиг пяти героев-саперов в боях у деревни Мэкси. 1944 г.

Этот подвиг саперы 3-го Прибалтийского фронта совершили 10 августа 1944 года недалеко от эстонского города Тарту...

Бессмертный подвиг пяти героев-саперов в боях у деревни Мэкси. 1944 г.

Командиру взвода инженерной разведки лейтенанту Замятину в штабе батальона сказали:

— Через два часа немцы могут взорвать мост у деревни Мэкси. Надо опередить наши стрелковые цепи, пройти немецкий передний край, добраться до моста и не дать немцам взорвать его. Иначе наше наступление задержится.

Вечерело, когда шесть саперов-разведчиков прямо из ржи скатились в кювет дороги и один за другим поползли вперед. Это были лейтенант Замятин и красноармейцы Жуйков, Жадан, Лобор и Смык. Сзади полз связной Заварухин. У каждого был автомат и два полных диска патронов.

Командир взвода взял с собой смелых и самых надежных разведчиков. Сам Замятин не раз бывал в трудных переплетах и всегда сражался храбро, как подобает члену комсомольского бюро, организатору и вожаку молодежи. Он был отчаянным смельчаком, хорошим художником, гармонистом, первым запевалой — настоящей комсомольской душой батальона.

Миновав кювет, они поползли вдоль реки. Вот уже в двадцати метрах мост, за ним на высоком берегу белеет церковь. В сумерках видны силуэты немцев. Жуйков пополз к мосту. Вскоре он вернулся и доложил, что немцев около моста не оказалось, часового только что отозвали. Под мостом заложены заряды: шнуры тянутся к дому — там электростанция. В любую минуту немцы включат ток — и мост взлетит на воздух.

— Начнем, — сказал спокойным голосом Замятин.

Мгновенно все пятеро оказались под мостом. Один за другим были перерезаны шнуры от зарядов и для верности вынуты капсюли. Вот уже лезвие ножа бойца Лобора дотронулось до последнего шнура, как вдруг... ожил высокий берег, засуетились немцы, застучал пулемет и, заглушая его, совсем близко загрохотал немецкий танк. Гитлеровцы, очевидно, пытались включить ток, но подрывные шнуры лежали в траве, как обезвреженные змеи.

— Мы выполнили свою задачу, — обратился Замятин к товарищам. — Но пока наша пехота пробивает путь сюда, немцы попытаются взорвать мост другим способом. У нас в руках автоматы, а в сердцах — любовь к Родине. Приказываю защищать мост!

Лейтенант Замятин отправил связного Заварухина с донесением в штаб батальона, а остальным приказал занять оборону.

Пятеро смельчаков перешли по только что спасенному мосту и залегли на высоком берегу, по которому к ним с криком и пальбой уже бежали немцы. Саперы-разведчики встретили противника дружным автоматным огнем. Гитлеровцы залегли. Они несколько раз поднимались, но, обливаясь кровью, снова падали. Позади немецких цепей остановился вражеский танк и начал бить попеременно из пушки и пулемета. Осколок снаряда вонзился в ногу Смыка. Силы были неравны. И герои-саперы решили стоять насмерть, но удержать мост до подхода наступающих частей.

Немцы стали обходить горстку смельчаков. Фашистский танк непрерывно вел огонь. Упал тяжело раненный лейтенант Замятин. Вот уже ранены все пятеро. Немцы замкнули круг, но советские саперы, истекая кровью, продолжали сражаться и не дали врагу взорвать мост.

...Когда наши пехотинцы ворвались в деревню, они увидели картину, от которой стынет кровь. Гитлеровские изверги в злобе растерзали штыками уже мертвых советских воинов и, свалив их в кучу, подожгли. На месте, где сражались русские богатыри, валялось десять пустых дисков. До последнего патрона дрались верные сыны Родины, до последнего удара сердца они были ей верны. Пожертвовав своей жизнью, герои-саперы проложили наступающим частям Красной Армии дорогу вперед, к полному разгрому врага в Советской Прибалтике.

Вечная слава героям Сергею Замятину, Ивану Жуйкову, Николаю Смык, Евгению Лобор и Андрею Жадан, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

(1944)

☆ ☆ ☆

10 сентября 1944 года все пятеро героев-саперов были награждены орденами (посмертно):

  • Лейтенант Замятин Сергей Петрович, командир взвода разведки 37-го отдельного саперного батальона 43-й стрелковой дивизии 122-г стрелкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, орденом Отечественной войны I степени
-2
  • Рядовой Жуйков Иван Ильич, сапер 37-го отдельного саперного батальона 43-й стрелковой дивизии 122-г стрелкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, орденом Отечественной войны I степени
  • Рядовой Смык Николай Иванович, сапер 37-го отдельного саперного батальона 43-й стрелковой дивизии 122-г стрелкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, орденом Отечественной войны II степени
-4
  • Рядовой Лобор Евгений Андреевич, сапер 37-го отдельного саперного батальона 43-й стрелковой дивизии 122-г стрелкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, орденом Отечественной войны II степени
-5
  • Рядовой Жадан Андрей Петрович, сапер 37-го отдельного саперного батальона 43-й стрелковой дивизии 122-г стрелкового корпуса 3-го Прибалтийского фронта, орденом Отечественной войны II степени
-6