Найти тему

Как я посетил конференцию крупнейшего издательства России

Не знаю за какие заслуги, но меня пригласили на Большую Авторскую Конференцию издательства Эксмо, которое прошло двадцатого апреля. Я как раз был в Москве, поэтому почему бы и заглянуть. Тем более, я люблю конференции, собрания и разные штуки со спикерами и бесплатным кофе-брейком.

Мероприятие сугубо деловое, много цифр, статистики, аналитики. Много практических и полезных вещей для работы между издательствами и авторами. В общем, если хотите понять, что происходит с вашей книгой, когда вы её написали и подписали договор с издательством, то вам сюда. Самое интересное как раз было в том, что без воды и пафоса представители издательства (от генерального директора до представителей маркетинга) рассказывали о текущей работе.

Режим подачи умной информации включен

Итак, начнем с общей картины на книжном рынке на текущий момент

Негатив:

  • Ожидается рост себестоимости производства на 30%. Мало того, что типографии поднимали цены в течение года, так еще и с нарушением логистических и контрактных цепочек стоимость всего цикла взлетела до небес. Производить качественную и не шибко дорогую бумагу стало невозможно. Контракты ищутся на стороне. Сейчас пробно работают с Азией.
  • Ожидается инфляция на всех уровнях вообще. Около 20% по прогнозам. Сюда закладывают логистику, аренду, оплата художникам, переводы, редактуру и т.д.
  • Падение продаж в розничных сетях и офлайновых книжных магазинах. Тут без комментариев, сами всё понимаем
  • Уход ряда иностранных авторов и брендов. Например, буквально на следующий день после конференции стало известно, что с рынка уходит Marvel. В целом продажа переводной литературы занимала 50% рынка. Сейчас с этим надо что-то делать и как заполнять нишу.
  • Как последствие ухода иностранных авторов – рост пиратства. Тут ремарка: глупо думать, что читатели в порыве патриотизма побегут скупать вместо Стивена Кинга условного Матюхина. Скорее всего, по сети начнут гулять пиратские переводы новых романов Кинга, которые и будут скачивать. А там, где качают Кинга, будут прихватывать и другие книги. То есть снова вернется привычки не покупать, а именно качать.
  • Из неочевидных проблем для авторов: уход с рынка Инстаграмма и Фейсбука. Как бы ни ругали эти соцсети, но глобальная аналитика показывает, что именно на их долю выпадал огромный рынок успешной книжной рекламы. Букболгеры за последние годы начали сильно влиять на продвижение книг. С ними работали крупные издательства, запускалось множество успешных проектов. Сюда же попадали рекомендательные проекты и "красивые фотографии книг", благодаря которым хорошо продавались детская и женская литература. Теперь эту нишу практически уничтожили.

Позитив:

Несмотря на кризис, намечается рост читательского интереса. С чем это связано?

  • дефицит кино и видео-контента, из-за чего активная аудитория 16-19 лет ищет другие способы «ухода от реальности»
  • рост аудитории в ВК, что позволяет увеличивать маркетинговые активности и поиск своих читателей. ВК уже сейчас активно развивается как маркетинговая площадка, в личном кабинете любого паблика существует множество инструментов для продвижения и продажи книг. Издательство плотно работает с социальной сетью по своим авторам.
  • увлечение non-fiction. Рост популярности начался еще с пандемии, и сейчас активно продолжается.
  • поиск новых, неочевидных ниш. Привлекается ритейл, нишевые онлайн магазины.
    Отдельно выделили новый и сильно развивающийся сегмент продажи книг – через маркет-плейсы. Если кто не помнит, ОЗОН начинал свою деятельность именно как книжный интернет-магазин и долгое время конкурировал с Лабиринтом. Сейчас появились другие игроки – Яндекс-Маркет и Вайлберис, причем последний в прошлом году многократно нарастил обороты.
Чтобы вы понимали примерный объем книжных продаж маркет-плейсов – посмотрите на фото. Это за один день на ОЗОНе

-2

Идем дальше.

Тенденции и приоритеты

На основе продаж за прошлый год и первый квартал нынешнего года, картина получается следующая:

  • книги в сегменте young adults (подростковые книги) продолжают пользоваться популярностью. Доля их выросла на 60%. Это, как правило, те книги, которые подростки уже покупают сами.
  • новеллизации игр, мультфильмов стабильно хорошо продаются. Хиты продаж прошлого года – Fight Night Freddy (книга по детской игре-ужастику), и всё, что связано с Майнкрафтом.
  • триллеры, остросюжетная литература, но с хорошим финалом. Читателям вообще очень хочется позитива.
  • ...и в целом упор на позитивную литературу, ламповую, с налетом ностальгии
  • Фикшен и нон-фикшен, образовательная литература. Причем, главной темой уже несколько лет остается психология.
  • всё, что связано с картами таро. Причём, зачастую читатели используют карты таро для терапевтических целей и самоуспокоения.
  • тут еще важно отметить, что издательство на глобальном уровне не видит конкуренции между продажами электронной и бумажной книги. По сути, это два разных рынка. Люди, читающие электронку, почти никогда не покупают бумагу. И наоборот. Отсюда разделение продвижения бумаги и электронки.
-3

Что планирует делать издательство в текущей ситуации?

Прозвучит слегка пафосно, но приоритет издательства: сохранить книжный рынок и более плотно работать с авторами

Мне, как автору, конечно, интереснее второй пункт, и вот подробности:

В этом году планируется внедрение службы заботы об авторах. Что это такое?

  • выделенная горячая линия по работе с издательством
  • переход на ЭДО (электронный документооборот), что существенно ускорит сроки заключения договоров и выплаты роялти
  • личный кабинет авторов, где будет транслироваться вся информация по авторским книгам, новости и уведомления, а также общение с редактором
  • ускорение процессов, в том числе логистики, времени реакции на ответы и т.д.
  • сильная маркетинговая составляющая, в особенности в ВК. Общие акции, коллаборации и прочие "-ции".
  • работа с аудиокнигами, как с одним из целевых направлений. Издательство будет поддерживать инициативы авторов с привлечением чтецов, выделять собственных чтецов на озвучки, так же продолжается сотрудничество с крупными поставщиками аудиокниг (Букмейт, Сторител и т.д)
  • приоритет работы с книжными магазинами (Бук24, Читай-Город, Буквоед).
Например, в Бук24 уже сейчас можно сгенерировать ссылку на предзаказ своих книг и получать за бонусы. Либо организовать продажу своих книг с автографами при помощи издательства на площадке интернет-магазина.

-4

Куда двигаться авторам?

  • чётко прослеживается повестка на добрую литературу, на ностальгические вещи с высоким нравственным посылом.
  • очень важно попробовать найти "нерв", то, что цепляет какую-то конкретную группу читателей, ещё не избалованную массовыми текстами
Пример: "Лето в пионерском галстуке", самая неожиданная новинка прошлого года и максимально внезапный хит продаж на всех площадках
  • на фоне измеющейся повестки в обществе, важно попасть в запрос. Тем и идей сейчас появляется множество, нужно просто смотреть по сторонам
  • работа с аудиторией не менее важна. Текущая практика показывает, что активное сообщество может сильно влиять на продажи и популярность. Упор желательно делать на Телеграмм и ВК

В общем и целом, настрой у крупнейшего издательства России позитивный. Трудности есть, они неотвратимы, но нужно двигаться вперед. Сужение рынка однозначно приведет к росту индивидуальных ролей авторов.

Как метко выразился генеральный директор издательства, Евгений Капьев: «Многие авторы жаловались, что не успели в девяностые. Пожалуйста, вот они вернулись».

Поэтому издательство будет обращать больше внимания на работу и продвижение перспективных авторов, а также многоплановое развитие автора, как бренда.

Посмотрим, что получится на практике.