Найти в Дзене
Канал NEKutko

ЭОТТ - Конспект вводного инструктажа по технике безопасности в лаборатории

1. Ответственность
Любая лаборатория, так же как любое производство начинается с изучения техники безопасности!
Ответственность за жизнь и здоровье человека.
Ответственность за себя – «травмы бесследно не проходят».
Ответственность за других – трудовой и уголовный кодексы.

Примеры:
- УК РФ Статья 143. Нарушение требований охраны труда
- ТК РФ Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету

2. Общие факторы опасности – потенциальные поражающие воздействия на человека:

2.1 Электричество 220/380 В.
- Невозможность идентифицировать органами чувств человека наличие или отсутствие напряжения.
- Опасно не само напряжение, а следствие поражения током при замыкании цепи (рука-рука, рука-нога (2 варианта), нога-нога). Невозможность разжать пальцы при «ухвате» линии.

- Шаговое напряжение (если металлический пол, или близость линий высокого напряжения)

Опасность представляет не напряжение, а ток!
• Электрический ток может вызвать термическое, механическое, электролитическое и судорожное воздействие на организм.
• При воздействии тока силой до 3 миллиампер человек ощущает дрожание пальцев, при 5-7 миллиампер - судороги и нагревание, при 10 миллиампер - затруднение управления руками.
• При 20-25 миллиампер происходит паралич рук, затруднение дыхания, при 50-80 миллиампер - паралич дыхательной системы и фибрилляция сердца, при 90-100 миллиампер - паралич дыхания.

Если человек находится в области высокого напряжения - он это ощутит, но не погибнет. Если человек "закоротится" - то удар или летальный исход.

Длительное нахождение в поле высокого напряжения - очень вредно для здоровья. Например, когда выполняются работы под напряжением на ЛЭП, должно быть ограничено время пребывания работника в зоне, после необходим период восстановления. После проведения работ - медицинские показатели ухудшаются (например, реагирует кровь - снижаются красные кровяные тельца, так же нервная система - клетки нейронов)

2.2. Температуры (низкие/высокие)
- Возможность идентифицировать органами чувств (визуально, ощутить кожей)
- Опасность объема поражения (площадь термического ожога)

Важно время воздейстия и площадь поражения.

2.3. Давления (выше окр. среды/ниже окр. среды)
- Невозможность идентифицировать давление в емкости или трубопроводе органами чувств.
- Клапаны сброса избыточного давления, манометры, шильдики на оборудовании.

2.4. Открытые механические части
-
Возможность идентифицировать (Требования к одежде сотрудников, к внешнему виду – собранные волосы)

2.5. Шум/вибрация
- Возможность идентифицировать
- Пределы идентификации и пределы поражения!

2.6. Воздух/токсичные пары (в помещении/в крупной емкости)
- Газы без цвета и запаха не идентифицируются.
- Пыль, резкие запахи – идентифицируются легко

3. Причина-следствие
Опасность утраты бдительности со стороны человека (халатность «да ладно и так сойдет», вероятность по здоровью – «резко потемнело в глазах»)

Опасность цепочки событий, приводящих к тяжелым последствиям.

4. Взять раздаточный материал в лаборатории, прочитать его внимательно и расписаться в ведомости ознакомления!

Преподаватель проводит устный инструктаж. Потом дает на чтение раздаточный материал по технике безопасности.

Учебный мастер контролирует заполнение студентами ФИО полностью и подпись.

Преподаватель собирает лист инструктажа и подписывается по каждой фамилии студента. Пустые графы перечеркивает.

Без наличия подписи студента и преподавателя к выполнению лабораторных не допускать!