Найти тему

Майка в "Малыше" Стругацких - причина поступка. Почему же все-таки Глумова включила прожектор

Оглавление

Пожалела Малыша или хотела насолить Комову?

Мои размышления для любителей Стругацких. Потому что, не читая "Малыша", понять задумку авторов невозможно.

Кстати, у Стругацких было несколько вариантов "Малыша", придуманы другие герои, но в результате остановились они на знакомом нам варианте.

И в одном из вариантов Пьер Семенов, маленький человечек, выросший на чужой планете и выращенный чужеродной людям квазизамкнутой цивилизацией, знает об аборигенах.

Квази - это значит, что инопланетные жители не совсем отказываются от общения с людьми, лазейка для контакта есть.

А в опубликованном варианте космический Маугли с местными жителями не общается, откуда что берется (еда ли, возможность летать или делать собственные фантомы), не знает.

  Татьяна Курьянова в роли "Малыша".  Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.
Татьяна Курьянова в роли "Малыша". Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.

Один он. ОДИН.

Наличие местных жителей для Малыша остается тайной.
 В фильме технически больше возможности для спецэффектов, чем в телеспектакле. Поэтому - усы, следящие за Малышом от другого режиссера. Кадр из фильма "Неназначенные встречи", 1994 год, Чехословакия.
В фильме технически больше возможности для спецэффектов, чем в телеспектакле. Поэтому - усы, следящие за Малышом от другого режиссера. Кадр из фильма "Неназначенные встречи", 1994 год, Чехословакия.

Общение Малыша с людьми - самое малое, что можно сделать.

Тоска по людям будет не такой острой, а общение с людьми лучшее, что может случиться с одиноким человечком.

Все-таки мы существа коллективные.

Майка же это не понимает, а должна бы.

В данном случае уход людей ситуацию не исправит.

Взрослый и одновременно наивный ребенок тянется к людям. Он хочет общения.

Несмотря на психоэмоциональную связь с местными жителями, которые отталкивают людей.

И жить по-человечески, и улететь на Землю он не может.

Увлеченность Комова контактами можно принять за снобизм. Но это не так, он просто увлеченный человек. Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.
Увлеченность Комова контактами можно принять за снобизм. Но это не так, он просто увлеченный человек. Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.

Майя Глумова же хочет создать семью. Она рассуждает о любви и счастье.

В космос мы, люди, летаем. Развиты настолько, что помогаем другим планетам.
А стремление к обычному, традиционному семейному счастью, осталось.

Мы - люди. И хорошо, что ими останемся.

Вернее, остались в произведениях Стругацких. Хотя их "Волны гасят ветер" уже о других людях. С другим мышлением, ценностями.

Душевные терзания не знавшего людей человечка вызывают жалость и желание защитить. Материнский инстинкт чувствует необходимость обогреть детскую душу, приласкать.

- Помню, два больших и ласковых человека, - рассказывает Пьер. Как раз в эту минуту, что вы видите на фото. Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год. Татьяна Курьянова в роли Малыша.
- Помню, два больших и ласковых человека, - рассказывает Пьер. Как раз в эту минуту, что вы видите на фото. Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год. Татьяна Курьянова в роли Малыша.

Даже переделанный и усовершенствованный человеческий детеныш нуждается в материнской любви.

Майя считает отношение Комова к лишенному материнской любви ребенку прагматичным и жестоким. Желая изменить ситуацию, пытается сорвать контакт.

Она не спрашивает, что хочет сам Пьер, маленький человечек, не знавший человеческого тепла до встречи с людьми.

Он и хочет общаться с людьми, и не хочет.

Малыш говорит, что люди - беда. Но приходит к ним еще и еще...

Будет ли у Пьера Семенова покой, если люди уйдут и никогда не вернутся?

Не будет. Малыш будет скучать.

- Да, колокольчик...- зовет Майя... Словами, которые Малыш слышал от матери... Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.
- Да, колокольчик...- зовет Майя... Словами, которые Малыш слышал от матери... Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.

После ласковых слов Глумова включает маленькое солнце там, где живет мальчик. Ничего не зная о том, как горящий прожектор повлияет на обитателей пещеры.

Надеясь, что это навредит им.

Чтобы обиженный Малыш больше не пришел.

Но точно ли она жалеет Пьера? Может, больше себя?

Майя изучила привычки Комова и предугадывает его поступки. Что это, если не особое отношение?  Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год. Юльен Балмусов в роли Геннадия Комова и  Наталья Цымбал в роли Майи Глумовой.
Майя изучила привычки Комова и предугадывает его поступки. Что это, если не особое отношение? Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год. Юльен Балмусов в роли Геннадия Комова и Наталья Цымбал в роли Майи Глумовой.

Неприязнь к Комову не что иное, как спрятанная влюбленность.

Сам же Геннадий демонстрирует лучшие человеческие качества. Ему присуще дружеская привязанность, чувство неловкости. Человечность.

Даже включенную Глумовой лампу Комов взял на свою ответственность. Представил, как свою небрежность.

Все обвинения Майи - проявление личной неприязни.

Ее язвительные замечания:

- Ах, как он великолепен, любимец доктора Мбоги.

- Целуйся со своим Комовым.

Эти слова показывают обиду Майи - Комов ведь не нее внимания не обращает.

А может, это происки внеземной цивилизации - им нужно, что Майя Глумова работала там, где находятся индикаторы. В музее внеземных культур.

Ну, те, из "Жук в муравейнике".

Итак, причины поступка Майи:

  • жалость к Малышу и желание оградить его от переживаний
  • желание навредить Комову из-за отвергнутой любви
  • происки загадочной внеземной цивилизации, которую никто никогда не видел, но которой нужно, чтобы Майя работала там, куда должен заявиться Лев Абалкин.
Да, а сам Пьер считает поступок Майи бесчестным. Татьяна Курьянова в роли "Малыша".  Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.
Да, а сам Пьер считает поступок Майи бесчестным. Татьяна Курьянова в роли "Малыша". Кадр из фильма-спектакля "Малыш", 1987 год.

В финале книги Малыш повернулся спиной к человечеству только два раза - когда Стас объяснял, что такое ложь и когда оправдывал поступок Майи.

Для космического мальчика, не знавшего людей, это равноценно.

Я же склоняюсь к мысли, что все же виной отсутствие внимания со стороны Комова. Это месть.

А вы как думаете?

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал