Найти в Дзене
СоцИнфо

Как пенсионеру или инвалиду в Москве оформить услуги социального работника в сегодняшней реальности и на каких условиях

Оглавление

Как оформить надомное обслуживание? На каких условиях будет заключен договор на услуги социального работника?

С 2019 года процесс постановки на надомное обслуживание сильно изменился.

Не могу оставить без внимания основной документ по социальному обслуживанию, в котором прописаны стандарты и услуги по социальному обслуживанию в г. Москве.

Документ начинается с фразы:

"В связи с успешной апробацией новой методики учета степени ограничения к самообслуживанию для определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании и в целях совершенствования процедуры признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и использования современных инструментов, определяющих индивидуальную нуждаемость в социальных услугах..."

Начало документа. Многообещающе. "Успешная апробация"! В рамках сегодняшней реальности эта фраза звучит как издевка! Оформить соцработника сегодня не просто, очень не просто. Наверное, под "успехом" понимают то, что много людей остались без бесплатного соцработника. Вот он успех-то! Эта фраза из разряда той же ситуации: Президент дал распоряжение наладить работу социальной службы, а людям отменили всю социальную помощь. Все! Наладили! Ходите в "Мой социальный центр" и радуйтесь жизни, а те, кто не может придти - это как бы и не рассматриваются. Извиняюсь за отступление.

Все меньше и меньше социальной помощи оставляют российским гражданам
Все меньше и меньше социальной помощи оставляют российским гражданам

Куда обратиться за надомным обслуживанием

Основным документом по надомному обслуживанию является Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы №1459 "Об особенностях предоставления социального обслуживания в г. Москве с 1 января 2020 года".

Для оформления надомного обслуживания необходимо подать заявление в МФЦ. Обратиться в МФЦ с заявлением может непосредственно сам гражданин, нуждающийся в социальном работнике, либо его родственник или доверенное лицо (если человек не может обратиться сам). Если обращается родственник или доверенное лицо, то в МФЦ дадут бланк доверенности для заполнения. После заполнения они становятся представителями.

Как быть в ситуации, если человек не в состоянии выйти из дома и родственников у него нет? Тогда он может обратиться в ТЦСО в отделение социального обслуживания (это отделение занимается обслуживанием на дому). Позвонив по телефону, человек получит полную информацию: что, как, какие условия и т.д. Человеку должны назначить социального работника, который станет посредником между МФЦ и заявителем. Срок рассмотрения заявления 10 дней. От себя хочется добавить, что здесь могут возникнуть первые сложности: найти номер телефона (не все умеют пользоваться Интернетом), человек может быть не в состоянии позвонить, может плохо разговаривать, например, после инсульта, да и в отдел еще дозвониться надо.

Информацию о человеке, нуждающемся в надомном обслуживании, могут направить из стационарной медицинской организации государственной системы здравоохранения г. Москвы, если человек находится у них на лечении.

Для оформления надомного обслуживания инвалиду, не достигшего пенсионного возраста, в ИПРА должна быть отметка, что он нуждается в надомном обслуживании.

На основании чего будет приниматься решение о предоставлении социального работника или об отказе в услуге

В течении 3-х дней, после подачи заявления в МФЦ, к заявителю придет "типизатор". Типизатор - это человек, который будет проводить опрос заявителя, будет осматривать условия проживания.

На основании опроса будет приниматься решение о том, какие услуги и в каком количестве будут предоставляться человеку. Или же, на основании опроса может быть отказ.

Но, опрос это еще не все! Типизатор будет тщательнейшим образом осматривать условия проживания. Что там условия, он будет осматривать все и обращать внимание на все! Как бы это дико не звучало, но Типизатор обращает внимание на: сколько тапочек в коридоре, сколько зубных щеток, есть ли мыло в ванной, пользуются ли посудой и прочее... То есть, абсолютно на все.

Типизатор все свои наблюдения записывает. И, трудно поверить, но, например, наличие второй зубной щетки может стать отказом.

Как такое возможно? Да все очень просто. Например, человек говорит, что живет один, а в коридоре стоит еще пара тапочек, или в ванной 2 зубные щетки. Другая ситуация. Человек говорит, что не может готовить, а у него на плите стоит сковорода или кастрюлька с готовой едой. Ну и так далее. То есть, заявитель говорит, что живет один, но есть вторая пара тапочек в коридоре (например, женских, а заявитель мужчина). Делают предположение, что в квартире еще кто-то живет, а заявитель об этом не сообщил.

Также, неправильно дав ответ Типизатору можно лишиться необходимых услуг. Например. Вам нужна услуга по оплате ЖКХ (на почте). У Вас спросят: "Вы выходите из дома?". Ответ "Могу выйти во двор" будет причиной отказа в услуге. Другой пример. Вам нужна услуга по приготовлению горячей пищи. У Вас спросят: "Можете ли Вы готовить?" Ваш ответ "Картошечку я почистить смогу, а вот приготовить нет" станет причиной того, что Вы получите услугу в помощи приготовления пищи, а не в приготовлении.

По оценке Типизатора очень много вопросов. Если человек живет один. С ним случилось несчастье. Он обратился за помощью к родственнику, например к брату и его жене. Допустим, они пошли на встречу и, пока идет оформление, помогают родственнику, попавшему в беду. Там же будут и тапочки (не таскать же их с собой постоянно), и готовая еда. Или что, человеку не есть, пока ему услугу не оформят? А если человек еще и лежачий? Памперсы, присыпки, уход - там и зубная щетка может на время появиться. А как это может расценить Типизатор? Что за человеком есть кому ухаживать. В общем, полная тьма!

Влияние наличия родственников на оказание услуги по надомному обслуживанию

Если с заявителем никто не прописан - уже легче. Даже если есть дети, не зарегистрированные на жилплощади. Не стоит о детях самому говорить Типизатору. Когда общались с сотрудником отделения социального обслуживания, он сказал, что, конечно, такое советовать не уместно, но не стоит самому говорить о детях. Если спросит, можно сказать, что плохие отношения с детьми. Уместно ли говорить неправду? Каждый решит для себя сам, на сколько нужен соцработник. Это уже дело совести каждого.

Если дети зарегистрированы на жилплощади или Вы сказали, что у Вас есть дети, но они не прописаны. Что тогда?

Тогда детям придется доказывать, что они не могут помогать родителям, оказывать им эти услуги. То, что дети живут на другом конце Москвы, работая до 19 часов, - это не является аргументом.

От детей попросят справку о доходах с работы. Для чего? Да для того, чтобы посмотреть их доход - вдруг, у детей есть возможность платить за сиделку. Тогда извините. О какой сумме идет речь, сказать трудно. Но если сын не женат, нет детей, нет кредита или ипотеки, а доход составляет 70-80 тысяч, то, скорее всего, откажут. Если есть дети, кредит или ипотека, то будут рассматривать.

Если родственник сам является пенсионером, тогда он в расчет не берется.

Если совместно прописаны внуки, племянники - они в расчет не берутся, даже если проживают совместно. Потому что, племянники и внуки, по семейному Кодексу, не являются членами семьи бабушек/дедушек или дядей/тетей. По семейному Кодексу членами семьи являются родители и их дети. То есть брат с сестрой являются членами семьи, а их дети уже нет. Как-то так.

Но, если прописаны внуки или племянники, Типизатору лучше всегда говорить, что они не живут совместно, не помогают. Во всяком случае, если возникнут вопросы к внучке/внуку или племяннице/племяннику, достаточно будет заявления о том, что не проживают совместно, не общаются. Можно подстраховаться заявлением от соседей, что, например, внучка не приезжает, не помогает. Заявления от соседей не обязательно, но если есть возможность сделать такие заявления - лучше пусть будут.

Описывать все нюансы по общению с Типизатором нет смысла (это очень много + зависит от конкретной ситуации).

После подачи заявления в МФЦ и перед приходом Типизатора, человеку (чей номер оставили в заявлении) обязательно позвонит заведующий отделения социального обслуживания, то есть непосредственный начальник социального работника (это нам объяснили, когда узнавали подробности в отделении социального обслуживания). Начальник проведет полный "инструктаж" - что говорить, как подготовиться, какие бумаги приготовить. Как нам объяснили в ТЦСО: "Нам выгодно, чтобы Вас взяли на обслуживание".

Чем дальше, тем меньше верится в социальное государство
Чем дальше, тем меньше верится в социальное государство

Другие нюансы при оформлении надомного обслуживания

У всех ситуации разные. Помощь людям нужна разная, состояние здоровья у всех разное. Обращают внимание на то, сможет ли человек открыть дверь. Если человек не сможет открывать дверь, то в соцработнике ему могут отказать и его "передадут" в НКО (некоммерческая организация). НКО занимается обслуживанием "лежачих" больных. Но, как нам сообщили, не в каждом районе есть НКО, поэтому могут просто отказать в надомном обслуживании и все. Надо узнавать.

Что особенно было и удивительно и приятно при беседе с сотрудником ТЦСО это то, что в завершении нашего разговора нам сказали, что они не оставят человека в беде и найдут способ помочь - будь он лежачим больным или малоподвижным - вариант они найдут, как помочь. В тоже время, нам пояснили, что в связи со всеми нововведениями в ТЦСО очень мало народу, т.к. часть услуг убрали, а часть услуг платная.

Принятие решения о надомном обслуживании

После визита Типизатора, через 5-7 дней, будет ответ - одобрили надомное обслуживание или нет. Решение принимает Управление социальной защиты округа.

Если решение положительное, то будут прописаны услуги, которые будут оказывать заявителю, и учреждение, которое будет их предоставлять.

Бесплатные или платные услуги социального работника

Услуги социального работника могут быть предоставлены на платной и бесплатной основе.

На основании Федерального закона №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" бесплатно услуги социального работника предоставляются (рассматриваем только совершеннолетних граждан) ветеранам ВОВ и тем, у кого доход не превышает полуторную величину прожиточного минимума (на сегодняшний день, апрель 2022 г., это 28071 р.).

Всем остальным услуги социального работника будут предоставляться за плату.

Те же правила действуют при обслуживании в НКО.

Как посчитать среднемесячный доход

Если человек один, пенсионер или инвалид, то его доход складывается из пенсии, социальных доплат, льгот и субсидии. Данные берут за 12 месяцев, суммируют и делят на 12.

Если человек не один, есть супруг / супруга, дети или родители, то суммируется доход всех членов семьи за 12 месяцев. Полученная сумма делится на количество людей и на 12. Так получается среднемесячный доход одного члена семьи.

Не стоит упускать из внимания и имеющиеся вклады. Их тоже будут учитывать.

Стоимость услуг социального работника

Если после расчетов доход заявителя будет больше 28071 р. (с учетом что он не ветеран ВОВ), то предусмотрена оплата за услуги социального работника. Называется это "частичная оплата".

Стоимость услуг приведу на примере. Допустим, среднемесячный доход составил 31000 р. От этой суммы отнимаем полуторную величину ПМ. Получается 2929. Это число делим пополам и получаем 1464,5. Именно эту сумму нужно будет платить за услуги социального работника независимо от их количества.

При изменении прожиточного минимума, суммы получаемой пенсии и пр. будет произведен перерасчет.

Какие услуги может оказывать социальный работник

Перечень услуг приведен в Приказе Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы №1459 "Об особенностях предоставления социального обслуживания в г. Москве с 1 января 2020 года".

Отдельно отмечу, что соцработники теперь в магазин не ходят. Продукты они заказывают он-лайн. Соцработник приходит к своему подопечному с планшетом и они совместно делают заказ. С одной стороны, это хорошее решение - соцработники люди и таскать тяжести вредно для здоровья. Но, не все пенсионеры понимают он-лайн заказы. А лично меня мучит один вопрос - а если человеку нужно купить батон хлеба и какое-то одно лекарство, то как здесь поступают? Ведь хлеб не возможно заказать на 3 недели и он-лайн заказа на 1 батон не оформить. Наверное, все таки, батон хлеба соц.работник может купить, но это только догадки.

Вот такие правила теперь при оформлении надомного обслуживания. Вот такой "успешный опыт" у нашего Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

Конечно, при желании, можно оформить услуги соцработника, но возникает куча вопросов: как быть человеку, которому нужна помощь, пока принимается решение об оказании услуг? Что делать, если человек малоподвижен, а в районе нет НКО?

Вывод можно сделать только один - БОЛЕТЬ НЕЛЬЗЯ!

К этой теме есть еще 2 постановления, которые не приведены в статье:

Постановление Правительства Москвы №827-ПП «Об утверждении дополнительного перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в городе Москве по формам социального обслуживания, установленным федеральным законодательством»

Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»

Удачи и здоровья!

Поддержите статью "пальчиком вверх".

Уважаемые читатели, если кто-то недавно оформлял услуги социального работника - поделитесь, пожалуйста, опытом.