Венгерские автобусы Икарус обладают пожалуй наибольшей узнаваемостью из-за своей популярности и распространённости в советское время. И если рассматривать 280-ю и 260-ю серии (с гармошкой и без гармошки), то среди всех их особенностей бросаются в глаза так называемые окошки в нижней части дверей. Интересны они прежде всего тем, что на остальных дверях их внизу нет, а есть только выштамповки под них.
И отсюда у многих возникает вопрос: почему эти нижние окошки есть только на передних дверях, а на остальных их нет?
Любопытно также и то, что никто не спрашивает: зачем нужны выштамповки в металле?
Ну что ж, секрет окошек именно на передних дверях в нижней части довольно прост: водитель, глядя в них, ориентируется гораздо лучше, чем по зеркалам. И ему достаточно просто посмотреть, чтобы соблюсти расстояние до бордюра во время высадки/посадки пассажиров. Или же бывает, что на остановках есть лужи, и чтобы не высаживать пассажиров в нх, достаточно также посмотреть в эти нижние окошки.
Соответственно на остальных дверях они просто не нужны.
И действительно, если зайти в салон через передние двери, после чего закрыть их, то через это нижнее остекление отлично всё видно. Другое дело, что в слякотную погоду они могут пачкаться, и тогда видимость сквозь них ухудшается.
И как можно видеть, у городских Икарусов кабина водителя сформирована таким образом, что перегородка, которая собственно и образует эту кабину, как раз делит передний дверной проём на две части: слева водительская часть дверей, справа - двери для пассажиров. Однако окошки внизу есть и там, и там.
Следует также отметить, что советские автобусы в этом плане смело копировали положительный венгерский опыт, и уже на городском ЛАЗе 4202 передние двери также как и у Икарусов были оснащены этими дверными окошками снизу.
Однако всё так просто и понятно только лишь на первый взгляд, а на самом деле дела с этими окошками впоследствии стали обстоять куда сложнее.
Так например при очередном обновлении городские Икарусы получили новые двери. Это уже не были привычные всем двери-гармошки, или как их ещё называют ширмовые двери. В новых модификациях двери стали двухсекционными, а не четырёх. И нижние окошки с передних дверей весьма подозрительно взяли и исчезли.
Как же так? Ведь было же удобно в них смотреть?
По всей видимости конструкторы решили, что водителям нужно рассчитывать расстояние до бордюра по правому зеркалу, и этого вроде как должно было быть достаточно.
Однако уже на 266-й модели икаруса были установлены спереди двустворчатые двери, но поуже. И на них-таки появились нижние окошки. Причём задние двери исчезли, а остались только средние ширмовые.
И кто знает, куда бы привела эволюция Икарусных дверей, если бы не 90-е. Скорее всего они бы сейчас были полностью прозрачные, как у современных сити-басов.