Аутизм — это неврологическое нарушение развития. Вызывает проблемы в коммуникации с другими людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, вызывает трудности адаптации к новым условиям.
Первые признаки нарушения развития проявляются уже на первом году жизни: в 8 месяцев отсутствует зрительный контакт и реакция на имя;
в 12 месяцев — нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;
в 18 месяцев — нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;
в 24 месяца — отсутствие имитации действий взрослого и социального общения в игре.
Более заметными признаки аутизма становятся к 2-3 годам.
Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление речи либо ее отсутствие.
Эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз или слов) - самая яркая особенность речи;
стереотипное поведение (ребёнок может подолгу раскачиваться, стучать игрушкой по полу, пока не остановят).
Аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, расстройству может сопутствовать синдром Саванта — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике, английском.
Согласно Международной классификации болезней(МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:
детский аутизм;
атипичный аутизм;
синдром Ретта;
другое дезинтегративное расстройство детского возраста (детская деменция, синдром Геллера, симбиозный психоз);
гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
синдром Аспергера.
В МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться на:
-расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легким или без нарушения функционального языка;
-расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с легким или без нарушения функционального языка;
-расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
-расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с нарушениями функционального языка;
-расстройства аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и отсутствие функционального языка;
-расстройства аутистического спектра с нарушением интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка;
-другие уточненные расстройства аутистического спектра;
-расстройства аутистического спектра, неуточненные.
Сотрудниками Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук была предложена следующая классификация расстройства аутистического спектра (1997):
-детский аутизм эндогенного генеза;
-синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма);
-инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12-18 мес;
-детский аутизм (процессуальный);
-в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);
-в возрасте 3-6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе);
-синдром Аспергера (конституциональный);
-аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы;
-аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других видах умственной отсталости);
-синдром Ретта;
-аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный параутизм);
-аутизм неясного генеза.
ДИАГНОСТИКОЙ РАССТРОЙСТВА И УСТАНОВЛЕНИЕМ ДИАГНОЗА ЗАНИМАЕТСЯ ПСИХИАТР, необходимых специалистов в индивидуальном конкретном случае также рекомендует психиатр.
КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПРОВОДИТ АВА-терапевт, дефектолог, логопед, сенсорный терапевт.
Как убрать эхолалию и научить понимать речь?
Эхолалия - немедленное или отсроченное повторение чужих слов или фраз. До 2 лет они являются нормой, потом пропадают.
Эхолалия возникает, когда ребёнок не может осмыслить речевой сигнал. Если она проявляется немедленно, то это желание вступить в коммуникацию.
С помощью отсроченной ребёнок может себя успокаивать, цитируя строки из мультика (часто бывает при расстройстве аутистического спектра).
⠀
В начале коррекционной работы эхолалии останавливать не нужно. Наоборот, специалисту важно следить за эмоциями ребёнка, с которыми были сказаны слова.
Чтобы ребёнок научился связывать звуковую оболочку слова со смыслом, логопеды начинают коррекцию со слова «стоп». Это слово помогает регулировать поведение детей, непонимающих речь. В освоении нам помогают песенки или музыкальные инструменты, под которые мы ходим с детьми, а на слове «стоп»останавливаемся.
Далее мы начинаем работу над пониманием глаголов. Это должны быть простые слова: иди, беги, кидай, кати, сыпь, лей, дави, тяни. Сначала берём 2 действия, обучаем ребёнка, а затем дифференцируем между собой оба глагола.
Когда ребёнок усвоил 2 действия, мы вводим в речь объект. Например, задание со словами «тяни» и «дави». До этого мы тянули и давили какие-то предметы, но не делали на них акцент. А теперь ребёнок знает оба действия, и специалист предлагает инструкцию «тяни/дави тесто/макароны варёные (любой сенсорный материал).
Последний коррекционный этап - учим категории (посуда, животные, птицы и тд). Не нужно учить слова из категории, мы здесь просто обобщаем. Когда ребёнок научился обобщать, тогда берём несколько предметов из одной категории и создаём с ними любые игры (играем в магазин, прячем в кофе, ищем в гречке), спрашиваем у ребёнка «где?…киса, коза, корова». Это первый вопрос, который появляется в пассивном словаре в онтогенезе.
После усвоения некоторых действий и объектов, продолжаем расширять глагольный словарь, и задаём ребёнку вспомогательные вопросы: «Кто? Кого? Кому? Куда? Что делаешь? Что делает?»