Что может делать банк и коллекторское агентство для взыскания долга с должника??
Давайте сделаем небольшое предисловие: до 2016 года деятельность по взысканию долга ничем не регулировались, поэтому банки и коллекторы откровенно борзели и действовали безнаказанно, но, в 2016 года в нашей стране был принят Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности".
Так вот, этот закон был принят с единственной целью - на законодательном уровне ограничить возможности "жесткого" и без контрольного давления на должников.
Сейчас как раз разберем этот закон и узнаем, что может делать кредитор, а что нет.
Что может делать кредитор (банк или коллекторское агентство):
1. Осуществлять личные встречи или телефонные переговоры.
2. Направлять в адрес должника текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи.
3. Направлять в адрес должника почтовые отправления.
4. Осуществлять личные встречи с должником (не пугайтесь, в этом ничего страшного нет).
а теперь подробнее:
1. Личные встречи - максимум 1 раз в неделю. При этом, коллектор должен быть один. Он обязан представиться и назвать организацию, которую представляет (банк). Здесь нужно отметить, что единственно, что может сделать коллектор при личной встрече - это напомнить о том, что есть долг перед конкретным банком. Всё, больше он ничего не может. В свою очередь должник может спокойно закрыть дверь и не разговаривать с ним. Проходить внутрь помещения, осматривать жильё и/или описывать какое-либо имущество он не имеет право.
(Говоря о практике таких личных встреч, то они достаточно маловероятны. Во-первых, сотрудников, которые взыскивают долги на всех должников не хватит, чтобы по каждому ходить. Во-вторых, приходят только в том случае, если с должником не могут связаться и в-третьих, приходят только когда просрочка составляет значительный срок).
2. Телефонные звонки. Звонков может быть много, но, непосредственно разговаривать с должником, банк и коллекторы могут не больше 1 раза в день, не больше 2 раз в неделю и не больше 8 раз в месяц.
То есть, если должник ответит на телефонный звонок и пообщается с банком, то банк имеет право разговаривать всего 2 раза в неделю.
3. Отправка сообщений. Сообщения могут отправляться не больше 2х раз в сутки, 4 раз в неделю и 16 раз в течение месяца.
4. Направлять почтовые направления. Здесь количественных ограничений нет, но много почты никто отправлять не будет. Максимум, может поступить претензия о возврате кредитных средств и копия заявления в суд.
И законом предусмотрено несколько правил такого взаимодействия:
1) Коллекторы не могут беспокоить по будням с 22 часов до 8 утра, а по праздникам с 20 часов до 9 утра.
2) Коллекторы не вправе звонить некоторым категориям должников:
- беременным женщинам;
- матерям грудных детей возрастом до 1,5 года;
- людям находящимся на лечении в стационаре;
- инвалидам 1 группы.
При любом нарушении вышеуказанных положений, должнику следует подать жалобу или в Центральный банк РФ (сделать это можно электронно на сайте ЦБ РФ) или в Федеральную службу судебных приставов РФ (также на сайте, именно ФССП контролирует соблюдение требований закона при взыскании задолженности с должников).