Найти в Дзене
Друг Истории

"Крылья над Берлином". Детали и условности фильма о советских летчиках, бомбивших Берлин в 1941 году

28 апреля 2022 на экраны вышел фильм "Крылья над Берлином" режиссера Константина Буслова. Я посмотрел это кино на первом же утреннем сеансе и вышел из зала переполненный чувствами. Цельность картины впечатлила и, кажется, не возникало мысли, что что-то в этой истории вообще могло быть изменено сценаристами. Но без этого киноискусство, как любое другое, не может обходиться, определенные изменения были всё-таки произведены и здесь.

#Крылья над Берлином

"Улучшение" фактов, разумеется, оправдано с точки зрения цельности восприятия этой впечатляющей истории. Художественно и идейно фильм кульминирует в авиационном налёте на Берлин в ночь на 7-8 августа 1941г., а таких налетов было в 1941г. десять! Экранное время слишком короткое, чтобы оговаривать все детали, поэтому приходится прибегать к условностям.

Самолеты идут на Берлин. Кадр из трейлера
Самолеты идут на Берлин. Кадр из трейлера
афиша фильма
афиша фильма

В аналитическом блоге логично было разобрать наиболее существенные детали этого хорошо детализированного и воодушевляющего фильма.

#балтийский флот

#морская авиация

Уже во время просмотра фильма "Крылья над Берлином" возникает ощущение того, что физическое время в картине чрезвычайно сжато. С момента перелета 1 минно-торпедного авиационного полка (мтап) с аэродрома Беззаботное под Ленинградом на аэродром Кагул на острове Сааремаа (Эзель) 4 августа 1941 - до вылета его на Берлин в 21.00 7 августа 1941г. в фильме происходит много событий. По хронологии вроде всё верно, многие летчики-балтийцы перед историческим вылетом находились на острове всего чуть больше 3 суток. Какие там романы они успели закрутить с эстонками, это не важно. Главное, что в эти три дня сценаристы умудрились вставить сюжет о бомбовой нагрузке на самолеты, включающий прилет на Сааремаа летчика-испытателя Коккинаки. Последний должен был выступить экспертом по вопросу грузоподъемности бомбардировщиков ДБ-3. Согласно мемуарам штурмана Хохлова, матчасть 1 МТАП состояла из самолетов ДБ-3Ф (Ил-4).

Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985) - легендарный летчик-испытатель
Владимир Константинович Коккинаки (1904-1985) - легендарный летчик-испытатель

Разумеется, такой вопрос был вовсе не пустой. Однако зрители должны знать, что перед первым налетом на Берлин, его организаторы не знали, будет ли он успешным. Вернется ли кто-нибудь из летчиков вообще домой? Несмотря на большой риск, важнее всего было достичь психологического эффекта нанесения удара по столице фашистской Германии. Поэтому технические моменты полета тщательно прорабатывались.

комполка 1 мтап Евгений Николаевич Преображенский (1909-1963) мечтал об ударе по Берлину ещё до получения приказа, который привез ему Жаворонков
комполка 1 мтап Евгений Николаевич Преображенский (1909-1963) мечтал об ударе по Берлину ещё до получения приказа, который привез ему Жаворонков

Вопрос об увеличении бомбового вооружения на самолетах возник позднее. Он был поставлен Сталиным после второго удачного налета 1 минно-торпедного авиационного полка на Берлин (с 8 на 9 августа), а точнее после третьего налета - силами 81 авиационной дивизии в ночь с 10 на 11 августа. Третий налет производился на более современных бомбардировщиках ТБ-7 (ПЕ-8) с большим бомбовым грузом. Самолеты вылетали из Пушкина под Ленинградом. Увы, потери во время этой операции привели к отказу от использования бомбардировщиков ТБ-7 в налетах на Берлин. А тут еще 12 августа 1941 англичане снова произвели свой авиационный налет на столицу Германии.

самолет ДБ-3 ист. https://grafiq.ru/ilyushin-db-3/#ДБ-3
самолет ДБ-3 ист. https://grafiq.ru/ilyushin-db-3/#ДБ-3
Согласно комментариям Олега К (см.комментарии под очерком) в фильме использовался макет самолета ДБ-3 (2 двигателя по 800 л.c.), хотя летали на Берлин, согласно мемуарам, на более сильном (2 двигателя по 1100 л.с.) и чуть более крупном самолете ДБ-3Ф (ИЛ-4). Ист.илл. П.И.Хохлов "Над тремя морями"
Согласно комментариям Олега К (см.комментарии под очерком) в фильме использовался макет самолета ДБ-3 (2 двигателя по 800 л.c.), хотя летали на Берлин, согласно мемуарам, на более сильном (2 двигателя по 1100 л.с.) и чуть более крупном самолете ДБ-3Ф (ИЛ-4). Ист.илл. П.И.Хохлов "Над тремя морями"

Вот тогда у Сталина возник вопрос о бомбовом грузе на самолетах ДБ-3. В фильме говорится о том, что наши самолеты несли на Берлин по 800 кг бомб. Как вспоминал штурман комполка Преображенского (Максим Битюков) Петр Хохлов (Андрей Харенко), он сбрасывал на Берлин в 1.30 ночи 8 августа - восемь 100 кг ФАБ (фугасных авиабомб). Зритель даже может посчитать, сколько вылетает из бомболюка бомб в кино - их как раз 8. Однако 800 кг - это был максимальный боевой груз для Берлина в дальнем перелете.

фото с бомбой для Берлина, 1941. Ист П.И.Хохлов  "Над тремя морями"
фото с бомбой для Берлина, 1941. Ист П.И.Хохлов "Над тремя морями"

Политический работник Вересов (Евгений Софронов) в фильме (а не Сталин как на самом деле) предлагает взять в первый вылет больший боевой груз. Речь в кино идет, кажется, о 1,5 тоннах, а летчик Коккинаки (Гела Месхи) говорит, что он поднимал на ДБ-3 и 2 тонны. На самом деле Сталин ставил вопрос, а то есть рекомендовал, - брать на внешнюю подвеску самолета одну 1000 кг бомбу или две - по 500 кг. Такой "довесок" выглядит не столь внушительно, учитывая ТТХ ДБ-3Б, позволяющие по документации загружать бомбо-вооружение до 2,5 тонн. Но проблемы для военных были очевидные - мягкая грунтовая (а не асфальтовая) полоса для взлета на острове Сааремаа, изношенные моторы, дальность непрерывного перелета 1720-1760 км. Внешняя подвеска вызывает дополнительное сопротивление воздуха в полете, что ведет к повышенному расходу горючего. Эти факторы должен был оценить и дать своё заключение легендарный летчик, проводивший заводские испытания ДБ-3, Владимир Коккинаки. Испытатель, как показано в фильме, прилетел на базу на И-16, но только это произошло позже - уже после 11 августа 1941г.

Руководитель операции Жаворонков (Сергей Пускепалис) и Коккинаки (Гела Месхи) на Сааремаа в фильме
Руководитель операции Жаворонков (Сергей Пускепалис) и Коккинаки (Гела Месхи) на Сааремаа в фильме

Просто выслушать и отвезти Сталину доводы летчиков Коккинаки не мог. Поэтому были устроены испытания. На внешнюю подвеску ДБ-3Ф В.А.Гречишникова прикрепили одну 1000 кг бомбу, он взлетал с Кагула. А на соседнем аэродроме - Астэ (на него стала приземляться с 10 августа армейская авиация) - на самолет ДБ-3Ф Г.Е.Богачева из 53 ДБАП подвесили две 500 кг ФАБ. Испытания закончились печально. В кино показан перегрев моторов у Гречишникова и чудом спасшийся экипаж. А вот гибель экипажа Богачева осталась за кадром. Самолет не смог взлететь и врезался в препятствие, произошел взрыв боезапаса. Согласно донесению о потерях 53 ДБАП, эта трагедия произошла 20 августа 1941г. Разочарованный, расстроенный Коккинаки улетел в Москву, эксперименты прекратились.

в фильме показано, что загораются двигатели от перегрева. На самом деле они, похоже, просто не вытянули. Самолет загорелся уже на земле.
в фильме показано, что загораются двигатели от перегрева. На самом деле они, похоже, просто не вытянули. Самолет загорелся уже на земле.
Как вспоминает Хохлов, воздушного стрелка Н.А.Буркова придавило в кабине, его успели вытащить до взрыва самолета
Как вспоминает Хохлов, воздушного стрелка Н.А.Буркова придавило в кабине, его успели вытащить до взрыва самолета

Как это не парадоксально выглядит, но Хохлов в мемуарах сообщает, что 5 августа 1941 3 ДБ-3 взлетали с того же аэродрома Кагул, каждый с тремя подвесными бомбами весом по 500 кг. Была поставлена задача бомбежки КП противника в районе Пярну. Видимо, дело здесь в том, что в Берлин самолеты вылетали с полной загрузкой топливом, а это 3 тонны горючего. До Пярну же горючего требовалось гораздо меньше. Надо сказать, что самолет Преображенского сразу после взлета 5 августа пошел на вынужденную посадку. Как сложились дела у двух остальных экипажей в тот день, не знаю. Самолет Преображенского за 2 дня починили, он вылетел на Берлин.

И ранее - 12-13 июля 1941г. 12 самолетов полка взлетали с тремя бомбами ФАБ-500 на подвеске. Мы видим в кино сцену, как наш полк атакует торпедами немецкий морской конвой в Рижском заливе. Очень эффектно смотрится, но на самом деле 1 мтап потопил тогда 2 вражеских транспорта бомбоударами. Попадания фиксировались фотографированием с воздуха. Эскадрилья торпедоносцев (на ДБ-3Т) 1 мтап прилетела в залив чуть позже и эффектных попаданий не имела, насколько я уяснил из мемуаров Хохлова. Вообще удачные удары торпедами с воздуха в 1941г. получались не слишком часто.

удачный удар торпедой в кино показали для зрелищного эффекта. У основных героев как фильма, так и этой атаки не было подвесных торпед.
удачный удар торпедой в кино показали для зрелищного эффекта. У основных героев как фильма, так и этой атаки не было подвесных торпед.
поражение кораблей противника фиксировалось фотоснимками поражений целей. Этот момент с фотографированием показан в фильме.
поражение кораблей противника фиксировалось фотоснимками поражений целей. Этот момент с фотографированием показан в фильме.

В Берлине отбомбилось в ночь на 8 августа 1941 только 5 самолетов из 12-13-15 вылетевших с аэродрома Кагул (нет единства в мнениях, точно летели тремя группами, в спецлитературе это были четверки, в боевой летописи вмф фигурирует цифра 15, т.е. пятерки? ). В фильме это обстоятельство c пятёркой "долетевших" показано несколько завуалировано - мы видим, как в Берлин прорвалось 5 самолетов (группа из 4 и одиночка) во главе с Преображенским. Остальные авиаторы отбомбились в других местах - в Кольберге и около Кенингсберга (согласно НВО 1998, №32) или около Штеттина. Вернулись домой, к счастью, все.

Согласно официальным сообщениям, 8 августа в самом Берлине отбомбилось 5 самолетов и было сброшено 30 бомб (а не 40, как следовало бы при умножении 8 по 100 кг на 5). В 5-ом налете 16 августа на 15 самолетов приходилось в среднем по 703 кг бомбового сброса на Берлин, 19 августа (6-ой) на 5 самолетов - по 620 кг для Берлина. Всего наших налетов на Берлин с 7 августа по 4 сентября было 10.

Ист. Военно-Исторический журнал №8 2001 "Советские морские лётчики первыми потушили огни Берлина"
Ист. Военно-Исторический журнал №8 2001 "Советские морские лётчики первыми потушили огни Берлина"

Продолжение обсуждения фильма Крылья над Берлином - Сценарий, документы и источники. Создание картины - следует

Материал включен в подборку Военные фильмы (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории

Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку канал исторической аналитики.

Душин Олег, журнал №105 Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.