28 апреля 2022 на экраны вышел фильм "Крылья над Берлином" режиссера Константина Буслова. Я посмотрел это кино на первом же утреннем сеансе и вышел из зала переполненный чувствами. Цельность картины впечатлила и, кажется, не возникало мысли, что что-то в этой истории вообще могло быть изменено сценаристами. Но без этого киноискусство, как любое другое, не может обходиться, определенные изменения были всё-таки произведены и здесь.
#Крылья над Берлином
"Улучшение" фактов, разумеется, оправдано с точки зрения цельности восприятия этой впечатляющей истории. Художественно и идейно фильм кульминирует в авиационном налёте на Берлин в ночь на 7-8 августа 1941г., а таких налетов было в 1941г. десять! Экранное время слишком короткое, чтобы оговаривать все детали, поэтому приходится прибегать к условностям.
В аналитическом блоге логично было разобрать наиболее существенные детали этого хорошо детализированного и воодушевляющего фильма.
#балтийский флот
#морская авиация
Уже во время просмотра фильма "Крылья над Берлином" возникает ощущение того, что физическое время в картине чрезвычайно сжато. С момента перелета 1 минно-торпедного авиационного полка (мтап) с аэродрома Беззаботное под Ленинградом на аэродром Кагул на острове Сааремаа (Эзель) 4 августа 1941 - до вылета его на Берлин в 21.00 7 августа 1941г. в фильме происходит много событий. По хронологии вроде всё верно, многие летчики-балтийцы перед историческим вылетом находились на острове всего чуть больше 3 суток. Какие там романы они успели закрутить с эстонками, это не важно. Главное, что в эти три дня сценаристы умудрились вставить сюжет о бомбовой нагрузке на самолеты, включающий прилет на Сааремаа летчика-испытателя Коккинаки. Последний должен был выступить экспертом по вопросу грузоподъемности бомбардировщиков ДБ-3. Согласно мемуарам штурмана Хохлова, матчасть 1 МТАП состояла из самолетов ДБ-3Ф (Ил-4).
Разумеется, такой вопрос был вовсе не пустой. Однако зрители должны знать, что перед первым налетом на Берлин, его организаторы не знали, будет ли он успешным. Вернется ли кто-нибудь из летчиков вообще домой? Несмотря на большой риск, важнее всего было достичь психологического эффекта нанесения удара по столице фашистской Германии. Поэтому технические моменты полета тщательно прорабатывались.
Вопрос об увеличении бомбового вооружения на самолетах возник позднее. Он был поставлен Сталиным после второго удачного налета 1 минно-торпедного авиационного полка на Берлин (с 8 на 9 августа), а точнее после третьего налета - силами 81 авиационной дивизии в ночь с 10 на 11 августа. Третий налет производился на более современных бомбардировщиках ТБ-7 (ПЕ-8) с большим бомбовым грузом. Самолеты вылетали из Пушкина под Ленинградом. Увы, потери во время этой операции привели к отказу от использования бомбардировщиков ТБ-7 в налетах на Берлин. А тут еще 12 августа 1941 англичане снова произвели свой авиационный налет на столицу Германии.
Вот тогда у Сталина возник вопрос о бомбовом грузе на самолетах ДБ-3. В фильме говорится о том, что наши самолеты несли на Берлин по 800 кг бомб. Как вспоминал штурман комполка Преображенского (Максим Битюков) Петр Хохлов (Андрей Харенко), он сбрасывал на Берлин в 1.30 ночи 8 августа - восемь 100 кг ФАБ (фугасных авиабомб). Зритель даже может посчитать, сколько вылетает из бомболюка бомб в кино - их как раз 8. Однако 800 кг - это был максимальный боевой груз для Берлина в дальнем перелете.
Политический работник Вересов (Евгений Софронов) в фильме (а не Сталин как на самом деле) предлагает взять в первый вылет больший боевой груз. Речь в кино идет, кажется, о 1,5 тоннах, а летчик Коккинаки (Гела Месхи) говорит, что он поднимал на ДБ-3 и 2 тонны. На самом деле Сталин ставил вопрос, а то есть рекомендовал, - брать на внешнюю подвеску самолета одну 1000 кг бомбу или две - по 500 кг. Такой "довесок" выглядит не столь внушительно, учитывая ТТХ ДБ-3Б, позволяющие по документации загружать бомбо-вооружение до 2,5 тонн. Но проблемы для военных были очевидные - мягкая грунтовая (а не асфальтовая) полоса для взлета на острове Сааремаа, изношенные моторы, дальность непрерывного перелета 1720-1760 км. Внешняя подвеска вызывает дополнительное сопротивление воздуха в полете, что ведет к повышенному расходу горючего. Эти факторы должен был оценить и дать своё заключение легендарный летчик, проводивший заводские испытания ДБ-3, Владимир Коккинаки. Испытатель, как показано в фильме, прилетел на базу на И-16, но только это произошло позже - уже после 11 августа 1941г.
Просто выслушать и отвезти Сталину доводы летчиков Коккинаки не мог. Поэтому были устроены испытания. На внешнюю подвеску ДБ-3Ф В.А.Гречишникова прикрепили одну 1000 кг бомбу, он взлетал с Кагула. А на соседнем аэродроме - Астэ (на него стала приземляться с 10 августа армейская авиация) - на самолет ДБ-3Ф Г.Е.Богачева из 53 ДБАП подвесили две 500 кг ФАБ. Испытания закончились печально. В кино показан перегрев моторов у Гречишникова и чудом спасшийся экипаж. А вот гибель экипажа Богачева осталась за кадром. Самолет не смог взлететь и врезался в препятствие, произошел взрыв боезапаса. Согласно донесению о потерях 53 ДБАП, эта трагедия произошла 20 августа 1941г. Разочарованный, расстроенный Коккинаки улетел в Москву, эксперименты прекратились.
Как это не парадоксально выглядит, но Хохлов в мемуарах сообщает, что 5 августа 1941 3 ДБ-3 взлетали с того же аэродрома Кагул, каждый с тремя подвесными бомбами весом по 500 кг. Была поставлена задача бомбежки КП противника в районе Пярну. Видимо, дело здесь в том, что в Берлин самолеты вылетали с полной загрузкой топливом, а это 3 тонны горючего. До Пярну же горючего требовалось гораздо меньше. Надо сказать, что самолет Преображенского сразу после взлета 5 августа пошел на вынужденную посадку. Как сложились дела у двух остальных экипажей в тот день, не знаю. Самолет Преображенского за 2 дня починили, он вылетел на Берлин.
И ранее - 12-13 июля 1941г. 12 самолетов полка взлетали с тремя бомбами ФАБ-500 на подвеске. Мы видим в кино сцену, как наш полк атакует торпедами немецкий морской конвой в Рижском заливе. Очень эффектно смотрится, но на самом деле 1 мтап потопил тогда 2 вражеских транспорта бомбоударами. Попадания фиксировались фотографированием с воздуха. Эскадрилья торпедоносцев (на ДБ-3Т) 1 мтап прилетела в залив чуть позже и эффектных попаданий не имела, насколько я уяснил из мемуаров Хохлова. Вообще удачные удары торпедами с воздуха в 1941г. получались не слишком часто.
В Берлине отбомбилось в ночь на 8 августа 1941 только 5 самолетов из 12-13-15 вылетевших с аэродрома Кагул (нет единства в мнениях, точно летели тремя группами, в спецлитературе это были четверки, в боевой летописи вмф фигурирует цифра 15, т.е. пятерки? ). В фильме это обстоятельство c пятёркой "долетевших" показано несколько завуалировано - мы видим, как в Берлин прорвалось 5 самолетов (группа из 4 и одиночка) во главе с Преображенским. Остальные авиаторы отбомбились в других местах - в Кольберге и около Кенингсберга (согласно НВО 1998, №32) или около Штеттина. Вернулись домой, к счастью, все.
Согласно официальным сообщениям, 8 августа в самом Берлине отбомбилось 5 самолетов и было сброшено 30 бомб (а не 40, как следовало бы при умножении 8 по 100 кг на 5). В 5-ом налете 16 августа на 15 самолетов приходилось в среднем по 703 кг бомбового сброса на Берлин, 19 августа (6-ой) на 5 самолетов - по 620 кг для Берлина. Всего наших налетов на Берлин с 7 августа по 4 сентября было 10.
Продолжение обсуждения фильма Крылья над Берлином - Сценарий, документы и источники. Создание картины - следует
Материал включен в подборку Военные фильмы (здесь). Смотрите обзоры по историческим фильмам в блоге Друг Истории
Признателен за поддержку! Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и закрепляйте подписку канал исторической аналитики.
Душин Олег, журнал №105 Друг Истории, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории.