Найти в Дзене
Друг Истории

Фильм "Крылья над Берлином". Сценарий, документы и источники. Создание картины

В этом очерке автору хотелось бы поговорить немного о трудностях с источниками, с которыми сталкиваются кинематографисты при съемке исторической картины. Кино должно быть не только правдивым, но и зрелищным, ёмким, и вообще говоря, интересным. Вот сейчас перед моими глазами стоят кадры из фильма "Крылья над Берлином", а в записной книжке остались пометки, которые я делал при просмотре фильма - летописи подвига наших авиаторов в 1941 году, бомбивших Берлин "всем смертям на зло". Попробую построить комментарии на их основе.

афиша фильма
афиша фильма

#крылья над Берлином

В целом фильм "Крылья над Берлином" следует хрестоматийному изложению истории подвига советских лётчиков, потревоживших фашистов в их логове, когда они были на седьмом небе от успехов летом 1941г. Я не буду говорить здесь о роли высокого руководства и в целом о военно-политическом значении этой крупной операции, а сразу углублюсь в интересные детали её организации и проведения, как они отражены в потрясающем кино режиссера Буслова. Напомню только, что это был удар в ответ на немецкие бомбежки Москвы с 22 июля 1941г.

Двигаемся по хронологии фильма, но завершаем весь этот текст в его начале.

Даже молчаливая встреча нашего авиаполка у Нарвы с юнкерсами, направляющими в сторону Ленинграда во время перелета с аэродрома Беззаботный на аэродром Кагул 4 августа, нам поведана изначально в мемуарах Петра Ильича Хохлова, а не является плодом фантазии сценаристов.

Книга Хохлова - один из основных литературных источников о бомбардировках Берлина в 1941г. Самого Хохлова в фильме играет Андрей Харенко
Книга Хохлова - один из основных литературных источников о бомбардировках Берлина в 1941г. Самого Хохлова в фильме играет Андрей Харенко

Об одном сознательном и значимом отходе от реальной канвы событий в сценарии см. предыдущий очерк "Крылья над Берлином". Детали и условности фильма о советских летчиках, бомбивших Берлин в 1941 году

известно, что перелет на Кагул совершался клином
известно, что перелет на Кагул совершался клином

Строго говоря, 4 августа на Кагул улетело 10 экипажей группы особого назначения первого минно-торпедного авиационного полка. Часть полка (10 экипажей) улетела из Беззаботного ещё 2 августа. Здесь я должен сослаться на данные военно-морского архива и руководителя всей операции С.Ф.Жаворонкова, приведенные в книге "Первые советские бомбардировки" Леонида Наливкина. В кино это разделение на 2 группы при перелете пропущено. Мы только видим, как 2 или 4? августа командир полка Евгений Преображенский (Максим Битюков) первым проверяет при посадке взлетно-посадочную полосу на Кагуле и чуть не врезается в трактор в самом её конце.

Прилет Преображенского на грунтовый аэродром Кагул, ранее предназначенный для взлета - посадки истребителей
Прилет Преображенского на грунтовый аэродром Кагул, ранее предназначенный для взлета - посадки истребителей

Чу! Штурман Хохлов и стрелок-радист Владимир Макарович Кротенко из экипажа Преображенского оставили достаточно полные мемуары, в них упоминания об инциденте с трактористом отсутствуют. Возможно, конечно, что оба на полосу при приземлении тогда не смотрели. Тем не менее похоже, что это довесок от сценаристов с целью иллюстрирования проблем со взлетной полосой, которая составляла, добавим для справки, 1300 метров. Меня озадачивает тот факт, что по Хохлову перелет на Кагул полка (1 мтап) и его командира состоялся 4 августа, а по Кротенко - 2 августа. К сожалению, точные даты спустя много лет могут забываться ветеранами, а в результате самого точного понимания, сколько готовились к налету на Берлин наши лётчики на Кагуле в Эстонии, нет.

Петр Ильич Хохлов(1910-1990), штурман командира полка Преображенского, справа снимок начала 40 годов. https://fishki.net/3217805-poslednij-rejs-kaleva.html
Петр Ильич Хохлов(1910-1990), штурман командира полка Преображенского, справа снимок начала 40 годов. https://fishki.net/3217805-poslednij-rejs-kaleva.html
Владимир Макарович Кротенко (1912-?), стрелок радиста экипажа Преображенского https://www.photo-war.com/ru/archives/items2532.htm
Владимир Макарович Кротенко (1912-?), стрелок радиста экипажа Преображенского https://www.photo-war.com/ru/archives/items2532.htm

Согласно сценарию, летчики на Кагуле ждут тральщиков с бомбами и хорошей погоды для того, чтобы отправиться с боевым заданием в Берлин. Однако ночная бомбардировка немцами аэродрома заставляет спешить с первым вылетом. Разумеется, вопрос маскировки для авиаторов всегда был актуален, тем более в Прибалтике, где действовали националисты-диверсанты. Как бы там с ними ни было в округе, они пока "спали", с 3 по 6 августа стояла крайне неблагоприятная погода - низкая облачность и тёмные безлунные ночи, по южной Балтике проходил теплый фронт. К вечеру 7 августа погода ожидаемо улучшилась, хотя и оставалась сложной. Получив данные по метеоразведке, в 21.00 самолеты стали подниматься в воздух для дальнего перелета. Бомбардировка Кагула никого к вылету ещё не подстегивала, поскольку первый налет немцев на аэродром состоялся 12 августа. Однако сценаристам ранний налет был "нужен" в т.ч. для ранения Эммы (Леонела Мантурова), эстонской пассии летчика Черемиса (фамилия вымышлена, героя-любовника играет Александр Метёлкин).

любовный роман является обязательным элементом почти всех военных фильмов
любовный роман является обязательным элементом почти всех военных фильмов

Полёт до Берлина протекал на высотах до 7 км. Сначала летели низко, начиная от 300 до 500 м. Через час поднялись на высоту 4,5 тыс. м, одели кислородные маски. Через 2 с половиной часа перед Германией летели уже на высоте 6 тыс м. В кино мы слышим, что температура за бортом -20 градусов, в кабине -18 градусов. Здесь сценаристы почему-то скромничают. Хохлов вспоминает, что температура в кабине была -38 градусов, в других источниках я видел указания и на (-46 градусов). Возможно, сценаристы не хотели пугать зрителя. Как поведал мне ветеран войны, летчик-истребитель Яков Максимович Смирнов 30 апреля 2022, одежда у летчиков была очень теплая. Спасали и кислородные маски.

Разумеется, условия высоко в небе были далеко не курортные, и вопрос выживания стоял остро. В этой связи сцена кратковременной потери сознания летчиком Выдриным (фамилия вымышлена, играет Сергей Гилёв) выглядит не совсем фантастичной. Членам экипажа удается в кино привести его в сознание. В известном романе Ю.Виноградова "Под крыльями Берлин" описывается смерть 16 августа 1941 летчика 1 мтап Виктора Георгиевича Александрова (1914-16.08.1941), не сумевшего посадить самолет вследствие переутомления от высотного полета и тумана.

летчик в кислородной маске на большой высоте - кадр из трейлера
летчик в кислородной маске на большой высоте - кадр из трейлера

В фильме "Под крыльями Берлин" реконструируется бомбежка Берлина пяти прорвавшимися к нему советскими самолетами. Остальные лётчики группы, как известно, заблудились в облаках и отбомбились на балтийском побережье. Перед первым полетом в фильме Жаворонков просит Преображенского нарушить радиомолчание только в Берлине и передать текст "Мое место Берлин. Задание выполнено. Возвращаемся на базу."

Да, Стрелок-радист комполка Владимир Кротенко дал в эфир оговоренное сообщение именно в Берлине. Как пишет штурман Хохлов: "Она (радиограмма) должна бы быть передана с нашим выходом в море. Но Кротенко рассудил так: а вдруг собьют самолёт, и думай-гадай потом, были мы над Берлином или нет, сбили нас над целью или на подходе к ней. Поступил он, конечно, правильно."

Добавлю нюанс, что до высоты 5,5 км над Берлином висели аэростаты. Поэтому в т.ч. бомбардировка производилась с больших высот.
Добавлю нюанс, что до высоты 5,5 км над Берлином висели аэростаты. Поэтому в т.ч. бомбардировка производилась с больших высот.

К счастью, огонь зениток, свет прожекторов и ночные действия истребителей врага на высоте 6-7 км, с которых производилась бомбежка, оказались неэффективными. Хотя Берлин иногда навещали английские бомбардировщики, со стороны Балтики немцы никого не ждали, наш удар застал фашистов врасплох. На аэродром Кагул вернулись все лётчики к утру 8 августа. Полет Преображенского длился 6 часов 50 минут, то есть он прилетел в 3.50 ночи. Кажется невероятным, но вечером того же 8 августа летчики полка снова полетели на бомбежку Берлина, случившуюся, соответственно, 9 августа. Вылетело 12 экипажей, многие во второй раз, один самолёт не вернулся. Такая получается хронология, если читать Боевую летопись военно-морского флота. Для Хохлова и Кротенко физическое время между этими вылетами частично теряет свои отчетливые очертания.

К званию Героя Советского Союза были представлены командиры 3 групп Особой группы, вылетевшие на Берлин 7 августа 1941 - Преображенский, Гречишников, Ефремов, а также командир звена управления Особой группы Плоткин и флаг-штурман Особой группы  Хохлов.
К званию Героя Советского Союза были представлены командиры 3 групп Особой группы, вылетевшие на Берлин 7 августа 1941 - Преображенский, Гречишников, Ефремов, а также командир звена управления Особой группы Плоткин и флаг-штурман Особой группы Хохлов.

Неужели летчики так быстро восстановили силы? - Они были очень хорошо подготовлены.

Преображенский у врача спрашивает о состоянии здоровья летчиков.
Преображенский у врача спрашивает о состоянии здоровья летчиков.

В начале фильма генерал Жаворонков спрашивает Преображенского. Текст здесь мной цитируется по мемуарам Хохлова, и частично передан в кино.

Семён Фёдорович Жаворонков (1899-1967). Инициатор идеи (вместе с Н.Г.Кузнецовым)  и руководитель операции по  бомбежке Берлина, С 1939г. по 1946г. начальник ВВС Военно-Морского флота. В фильме его играет Сергей Пускепалис
Семён Фёдорович Жаворонков (1899-1967). Инициатор идеи (вместе с Н.Г.Кузнецовым) и руководитель операции по бомбежке Берлина, С 1939г. по 1946г. начальник ВВС Военно-Морского флота. В фильме его играет Сергей Пускепалис

Жаворонков: - Сколько можете выделить экипажей для проведения операции? - 36. - Допустим, 36. Но ведь речь идет для специально отобранных для этой цели. - Такие и отобраны, товарищ командующий, - ответил Оганезов (комиссар полка, играет Николай Козак) Все 36 и именно для этой цели. - А, откуда вам было известно, что предстоит полёт на Берлин? - Преображенский: Мы это чувствовали сердцем. Мы в это верили. И уже несколько дней готовили себя к этому полету."

Лётчики 1 мтап. В самом центре сидит Е.Н.Преображенский
Лётчики 1 мтап. В самом центре сидит Е.Н.Преображенский

Вот что значит интуиция на войне. Секретного приказа ещё не было, а штурман Хохлов уже набросал на карте маршрут возможного полета от Кагула на Берлин. Возможно, разгадка состоит в том, что к тому времени уже осуществлялись бомбёжки Финляндии. Германия была на очереди.

П.И.Хохлов: "Я вынул из планшета лист карты с обозначенным на нём маршрутом: Кагул-Берлин-Кагул. - Как это понимать, - спросил Жаворонков С.Ф. Я ведь категорически запретил информировать личный состав о предстоящем полете. А тут - весь маршрут. - Личный состав не получал никакой информации, - вступил в объяснения Преображенский.- А мы, как и докладывали вам, загодя готовились к полёту и маршрут прорабатывали с флаг-штурманом.... Жаворонков: Личному составу объявить задачу за сутки до вылета. Понятно?"

маршрут полета летчиков на бомбардировку Берлина.1720-1760 км туда и обратно
маршрут полета летчиков на бомбардировку Берлина.1720-1760 км туда и обратно

Дальний бомбардировщик - это дальний бомбардировщик, летчики догадывались, к чему их готовят. Это была достойная задача в ответ на бомбежки Москвы, начавшиеся 22 июля 1941г.

рекомендую прочитать мою первую статью по фильму

также см. Фильм "Летчик".

Подборку очерков по военным фильмам на моем канале смотрите здесь. Смотрите обзоры по историческим фактам в фильмах на Друг Истории

Военные фильмы | Друг Истории | Дзен

Чтобы поддержать автора, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал исторической аналитики. Признателен за поддержку

Душин Олег, журнал №106 Друг Истории, анонсы публикаций - Tелеграмм канал Друг Истории.