Найти в Дзене
Артëм Хохолев

Операция «Асфальт»: как Норвегия взрывала могилы советских солдат

На этой фотографии запечатлен разрушенный в 1951 году в Норвегии мемориал на реке Бьёрнельва, где в немецком концлагере умерло более 400 советских военнопленных. Тогда, спустя всего несколько лет после захоронения, специальные норвежские команды по всей стране в атмосфере строгой секретности методично выкапывали людские останки и спешно распихивали их в мешки с битумом, чтобы избежать запаха. Именно поэтому бесчеловечную операцию по переносу на удаленный остров Хьётта останков умерших в немецких лагерях пленных солдат РККА назвали "Асфальт".

Уничтоженное в районе реки захоронение, фотография наших дней. Может это какой-то особый цинизм в сохранении руин взорванных захоронений на протяжении более чем 70 лет?
Уничтоженное в районе реки захоронение, фотография наших дней. Может это какой-то особый цинизм в сохранении руин взорванных захоронений на протяжении более чем 70 лет?

Во время Второй Мировой войны в оккупированную Третьим Рейхом Норвегию было насильно согнано, по данных из различных источников, до 100 тысяч советских солдат, моряков и и офицеров, а также гражданских лиц (в том числе 1400 женщин и 400 детей).

Бесконечные ряды советских военнопленных в северной Норвегии. На некоторых бойцах видны буденовки в качестве головного убора. Именно в таком виде выжившие и дождутся своего освобождения в 1944-1945 года, новую одежду или хотя бы теплые вещи немцы не выдавали.
Бесконечные ряды советских военнопленных в северной Норвегии. На некоторых бойцах видны буденовки в качестве головного убора. Именно в таком виде выжившие и дождутся своего освобождения в 1944-1945 года, новую одежду или хотя бы теплые вещи немцы не выдавали.

Именно их каторжным трудом в Норвегии за короткие сроки были построены береговые батареи, аэродромы, автомобильные и железные дороги, разрабатывались многочисленные рудники. По свидетельствам местных норвежцев, немцы относились к лагерным рабочим как к скоту.

Советские, а также сербские и польские военнопленные на строительстве "Кровавой дороги", ныне Е6, европейское шоссе №6. На ее строительстве от массовых расстрелов, каторжного труда и недоедания погибал каждый второй. Охранял их норвежский сторожевой батальон SS-Vaktbataljon, среди которых было много 16-летних подростков, не попавших в добровольческие боевые части СС по возрасту.
Советские, а также сербские и польские военнопленные на строительстве "Кровавой дороги", ныне Е6, европейское шоссе №6. На ее строительстве от массовых расстрелов, каторжного труда и недоедания погибал каждый второй. Охранял их норвежский сторожевой батальон SS-Vaktbataljon, среди которых было много 16-летних подростков, не попавших в добровольческие боевые части СС по возрасту.

Однако, большинство местных жителей, несмотря на запреты и угрозы расстрелов, приносили "русским" пленникам еду и хоть какую-то теплую одежду. Были и совсем по-хорошему отмороженные личности, помогавшими с побегами из лагерей. Однако были и те, кто выдавал пленных, пытавшихся убежать в нейтральную Швецию, ведь немцы всегда демонстративно хорошо платили за пособничество.

Лагерная карточка советского военнопленного из лагеря смерти Stalag 244. В пожелтевшей бумажке вся судьба человека со страшной пометкой "умер 13.10.44". По норвежским данным застрелен при побеге. До начала освобождения нашими войсками северной Норвегии оставалось меньше месяца...
Лагерная карточка советского военнопленного из лагеря смерти Stalag 244. В пожелтевшей бумажке вся судьба человека со страшной пометкой "умер 13.10.44". По норвежским данным застрелен при побеге. До начала освобождения нашими войсками северной Норвегии оставалось меньше месяца...

В таких нечеловеческих условиях около 13700 советских военнопленных погибло во время плена в Норвегии. Еще около 3500 наших солдат, моряков и летчиков навечно остались в этой земле, пав смертью храбрых при освобождении северной Норвегии в ходе Петсамо-Киркенесской операции. Потери норвежцев во Второй мировой войне составили не более 5 000 человек (позвольте не считать за таковых, к примеру 11-й добровольческую дивизию СС «Нордланд» и прочее отребье). Часто советские узники сами строили мемориалы погибшим товарищам, а норвежцы тайком хоронили наших солдат на церковных кладбищах, в глухих лесах и горах. После освобождения Норвегии и окончания войны местные считали своим долгом ухаживать за многочисленными могилами и приносить на них цветы. Но все поменялось в июне 1951 года.

Мемориал погибшим русских военнопленным в муниципалитете Тронденес, 1949 год. Норвежские спецкоманды сровняли кладбище с землей спустя два года в ходе операции "Асфальт".
Мемориал погибшим русских военнопленным в муниципалитете Тронденес, 1949 год. Норвежские спецкоманды сровняли кладбище с землей спустя два года в ходе операции "Асфальт".

26 июня 1951 года норвежское правительство приняло решение о переносе всех "русских" захоронений на удаленный остров Хьётта. В список даже вошли захороненные в Норвегии советские солдаты, погибшие при освобождении северной Норвегии. Причиной данного решения создание блока НАТО, в который вошла Норвегия. Её власти опасались, что расположенные по всей стране захоронения могут послужить прикрытием для ведения шпионской деятельности советскими консульскими работниками, которые имели бы большую свободу передвижения по стране. Выполнение задачи было возложено на Центральное бюро по уходу за воинскими захоронениями (Sentralkontoret for krigsgraver), подчинённое Министерству обороны Норвегии. Приготовления к переносу осуществлялись в полной секретности. О нём не были поставлены в известность даже некоторые местные органы, которые должны были ему содействовать. Рабочие, вскрывавшие могилы, получали по 5 крон за каждый мешок с останками.

Один из местных жителей случайно увидел весной 1951 года, как был взорван памятник на реке Бьёрнельва. На вопрос, зачем это было сделано, он получил циничный ответ, что «туристам неприятно видеть кругом эти русские могильные памятники».
Один из местных жителей случайно увидел весной 1951 года, как был взорван памятник на реке Бьёрнельва. На вопрос, зачем это было сделано, он получил циничный ответ, что «туристам неприятно видеть кругом эти русские могильные памятники».

Как вспоминал впоследствии участник операции "Асфальт" Тур Стеффенсен, их называли осквернителями могил. Уже после завершения операции норвежские девушки отказались на одной из танцплощадок танцевать с ним, когда узнали, что он работал на судне, перевозившем останки военнопленных. По словам Стеффенсена, могилы вскрывались небрежно, останки паковались в мешки. Повсюду валялись кости. Многие части тела, разложенные по мешкам, принадлежали разным людям. В трупах было много червей, стоял жуткий смрад. Трюмы грузовых кораблей, доставлявщих на остров Хьётту останки советских солдат, приходилось постоянно дезинфицировать хлором, каустической содой и фенолом. Работавший на разгрузке Ян Бровольд говорил, что они были целиком наполнены мешками с частями тел: «Все было забито под завязку, до самого люка. Они лежали как кирпичи, от носа до кормы». Позднее у многих участников операции возникли психические расстройства.

Первая открытая информация об операции "Асфальт" стала появляться в норвежской прессе спустя только шесть десятков лет .
Первая открытая информация об операции "Асфальт" стала появляться в норвежской прессе спустя только шесть десятков лет .

Операция "Асфальт" проводилась в режиме глубокой секретности, но простые норвежцы, которые во время войны активно помогали советским пленным, были возмущены и оскорблены подобным решением. В обществе возникла волна протеста, особенно сильная на севере страны, не позволившая осуществить операцию в полном объеме. Так, около трех сотен жителей города Му и Рана устроили митинг у здания муниципалитета, пригрозив забастовкой и перекрытием единственной железной дороги. Опасаясь, что локальное недовольство может вызвать серьезные проблемы в виде огласки по всей стране, министр обороны Норвегии принял решение об отмене переноса памятников из Му и Раны.

Однако, только в 2017 году появилось первое серьезным и ставшее широко известным исследованием судьбы советских военнопленных на территории Норвегии и дальнейшего их переноса на остров Хьётта, книга "Операция Асфальт - холодная война и военные захоронения» доктора наук, хранителя норвежского центра "Фалстад", Марианне Неерланд Сулейм. Как писала автор: "Норвежские власти занялись проведением негуманной и даже бесчеловечной акции. Трупы выкапывали и открыто перекладывали в мешки, и, разумеется, местные жители очень скоро обо всем этом узнали. На севере Норвегии это вызвало острое неприятие, люди реагировали резко отрицательно, но в остальной Норвегии об этом знали мало. Жители Северной Норвегии помогали русским солдатам и оплакивали умерших. И когда могил не стало, у местных жителей не осталось мест, куда они могли бы пойти, вспомнить, не стало могил тех, кого им хотелось бы вспомнить. Это возмущало очень многих". И для многих норвежцев эти факты стали откровением.

Эти люди за колючей проволокой своим рабским трудом построили в Норвегии значительную часть главной железнодорожной ветки Nordlandsbanen,  многочисленные дороги и взлетные поля, которые используются до настоящего времени.
Эти люди за колючей проволокой своим рабским трудом построили в Норвегии значительную часть главной железнодорожной ветки Nordlandsbanen, многочисленные дороги и взлетные поля, которые используются до настоящего времени.

Операция "Асфальт", проведённая по все канонам военного искусства, завершилась молниеносно, к зиме 1951 года и почти с полным успехом. Только воевали норвежские вояки с уже мертвыми героями настоящей войны, уничтожив около 200 захоронений по всей стране. В итоге, по сведениям норвежского МИД, на кладбище острова Хьётта были варварски свезены останки 8804 советских военнопленных и солдат освободителей, лишь 978 из которых удалось впоследствии идентифицировать.

Мемориальный комплекс на острове Хьётта. Спите спокойно наши герои!
Мемориальный комплекс на острове Хьётта. Спите спокойно наши герои!