Написание сочинений - одна из наиболее сложных форм школьного обучения (Т.А. Ладыженская). При этом любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения и фантазии. Именно сочинение дает широкие возможности для развития воображения младших школьников.
Теория вопроса
«Сочинение - один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему» (толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова).
Основные причины затруднений ребёнка при подготовке к сочинению - отсутствие определённого запаса зрительных образов или неумение их использовать в речи, а также недостаток воображения (т.е. проявления фантазии человека; способности к творческому восприятию реальности). Чем богаче опыт ребёнка, тем больше материал, которым располагает его воображение, тем легче будет выразить свои чувства и эмоции словами.
«Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это счастье!» (И.И. Левитан)
Поэтому для того, чтобы ребёнок научился писать сочинения, важно его научить находить и объяснять причинно-следственные связи, оценивать и осмысливать увиденное, развивать наблюдательность, фантазировать.
Вот что по этому поводу говорит автор учебно-методических пособий для начальной школы Татьяна Мишакина.
В помощь учителю Татьяна Леонидовна создала специальные тренажёры в серии На все 100! Золотая коллекция тренажёров для начальной школы
Играем и сочиняем!
Чтобы написание сочинений превратилось из испытания в удовольствие, предлагаем несколько игровых заданий от опытных учителей г. Пензы Ирины Алексеевны Талиманчук (Гимназия №53, Ирины Александровны Питеренко (МБОУ «Лицей №14»), Людмилы Юрьевны Козловой (ст. методист ЦНОО ГАОУ ДПО ИРР ПО).
1. Юный импровизатор
Прочтите несколько первых строк новой для ребёнка сказки и обсудите с ним, что может произойти в дальнейшем: какие герои появятся, какие приключения и чудеса будут происходить.
2. Фантазёры
Во время прогулки с ребёнком в лесу или парке обратите его внимание на группу деревьев и предложите угадать, какое из них самое грустное и почему он так решил, по каким видимым чертам дерева это заметно. Можно предположить, что грустное дерево будет поникшим или засохшим. А возможно, ребёнок обратит внимание на какие-то другие признаки, менее очевидные и даже не вполне убедительные с вашей точки зрения. Не будьте категоричны, не спешите опровергать его мнение; главное, чтобы ребёнок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
Или подберите с земли опавшие листья и попросите ребёнка узнать, который из них – «лист-путешественник». Наверное, этот: самый запылённый, потёртый… Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и формой, настоящий иноземец! А может, тот, заострённая форма которого наводит на мысль о стремительном движении?
3. Оживлялки
Вот девочка рассадила кукол на диване. Пусть расскажет, какая из них лучше всех сумеет развеселить своих подруг. Почему именно эта? Что показывает её весёлый неунывающий характер? А какую из кукол труднее всего будет заставить улыбнуться? Почему?
Или спросите, какой из двух мячиков, которыми играет ребёнок, бодрый и весёлый по «характеру», а какой – ленивый, сонный? (Один мячик упругий, высоко отлетает от пола, а другой – не очень тугой, почти не подскакивает…)
4. Рассказки
Предложите ребёнку темы для рассказа: «Тревожный закат», «Ветер-озорник», «Внезапный снег», «Печальные сумерки» … Попросите ребёнка рассказать о том, как шумит весенний бурный ливень и как – скучный мелкий осенний дождик.
Мы обращаемся к воображению ребёнка, как бы предлагаем пересмотреть уже имеющийся у него опыт наблюдения мира. Ставим перед необходимостью самостоятельно искать нужный для выражения идеи материал в окружающей жизни.
Обсудите с ним, выразительны ли детали, удачен ли выбор слов, точны ли оттенки их значений. В рассказе не должно быть ничего безразличного, нейтрального по отношению к замыслу. Наша задача – помочь ребёнку понять, что слово нельзя использовать только для описания или копирования предметов и событий; их изображение должно стать выразительным.
5. Здравствуй, карандаш!
Графическое рисование – ещё один из способов развития воображения ребёнка. Рисунки, выполненные детьми после прочтения рассказа или сказки, будут способствовать не только отражению воспринятого из текста, но и помогать выразить свое отношение к прочитанному. Выполнять рисунки можно карандашом, цветными ручками, мелками и т.д. Даже если ребёнок не умеет рисовать, это не страшно! Главное, чтобы попробовал передать характер героев, оценить ситуацию, в которую они попадают, либо свои чувства, нарисовав одни только линии. Попросите ребёнка объяснить выбор цвета, толщины, формы линий. Поинтересуйтесь, какие объекты он нарисовал «ласковыми», «энергичными» и «радостными» линиями, а какие - «колючими», «хитрыми», «ленивыми», и почему?
6. Радуга
Ребёнок, прочитав или прослушав текст, передаёт свои эмоции на листе бумаги с помощью красок красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего или фиолетового цвета. И также нужно обязательно попросить объяснить выбор цветовых пятен словами.
7. Копилка
Завести папку, в которую складывать вырезки из журналов, листочки с выписанными на них словесными зарисовками (этюдами) из прочитанных книг (стихотворений, рассказов, загадок, пословиц и т.д.) о природе.
8. Упражнение «Выведение следствий»
Можно предложить ребёнку ряд вопросов, которые начинаются со слов «Что произойдёт, если ...?» Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Например,
«Что произойдёт, если исчезнут книги?»
«Что произойдёт, если исчезнет интернет?»
«Что произойдёт, если твой питомец начнёт говорить человеческим голосом?»
9. Упражнение «Три слова»
Предложите ребёнку три слова и попросите его написать как можно быстрее наибольшее число осмысленных фраз так, чтобы в них входили три слова, а вместе они составляли бы связанный рассказ.
Мы описали ряд заданий, работая над которыми, ребёнок находит образ, выражающий его переживание, отношение к явлениям и предметам, то есть образ, выражающий «его мир». Каждый взрослый, поняв суть игр, может самостоятельно создавать подобные задания, ориентируясь на индивидуальные особенности ребёнка.
Авторский коллектив:
Талиманчук Ирина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №53» г. Пензы,
Питеренко Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №14» г. Пензы
Козлова Людмила Юрьевна, старший методист ЦНОО ГАОУ ДПО ИРР ПО