С тех пор как в начале 1990-х годов Владимир Довгань - первопроходец отечественного франчайзинга - основал свои бренды “Дока-пицца” и “Дока-хлеб”, в этом бизнесе многое изменилось.
В начале 2000-х годов российский франчайзинг был представлен 10-15 компаниями, владельцы которых стремились обеспечить скромный доход себе и своей семье. Сегодня почти половина всех франчайзинговых сетей управляются операторами, имеющими несколько подразделений и доход в десятки миллионов рублей. Эти операторы не работают в своем магазине, выпекая пиццу или доставляя ее заказчикам. Большинство из них управляют компанией, нанимая профессиональный штат менеджеров, а сами сосредотачиваются на стратегии и росте.
Мультибрендовые франчайзи (те, у кого два или более брендов) также являются растущей тенденцией. Такие франчайзи часто вынуждены брать второй или третий бренд, чтобы продолжать развивать свою организацию. Одни из них ищут дополнительные бренды, чтобы диверсифицировать риски, создавая хедж против рыночных циклов, меняющихся вкусов потребителей и экономических кризисов. Другие озабочены поиском новых географических рынков для расширения.
Каковы же тенденции развития франчайзинга сегодня? Где находятся зоны роста? И, что еще более важно, где они будут через 3, 5 и 10 лет?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем несколько факторов, способных повлиять на франчайзинг:
- Демографическая расстановка сил.
Демографическая ситуация в Российской Федерации влияет не только на состав потребителей, но и на доступный рынок труда. Как франчайзеры, так и франчайзи должны адаптироваться к меняющейся базе клиентов и сотрудников, чтобы найти возможности для развития.
- Миллениалы
Это поколение, численность которого превышает даже численность бэби-бумеров, становится мощной экономической силой по мере того, как они начинают свою карьеру и создают семьи. Миллениалы открывают огромные перспективы перед франчайзерами и франчайзи, которые могут предоставить товары и услуги, связанные с растущими потребностями данной группы: от продуктов здорового питания до фэшн-дизайна с акцентом на экологичность, от расширения коммуникационных возможностей до IT-услуг.
- Бэби-бумеры
По мере старения этого "вечно молодого" поколения, оно будет требовать больше новых услуг: оздоровительные и фитнес-программы; финансовое и пенсионное планирование и консультации; помощь своим стареющим родителям; уход за детьми младшего возраста и образовательные услуги для их детей, поступающих в колледж; юридический и налоговый сервис; диетические, косметические и "антивозрастные" продукты и услуги и многое другое.
- Пожилые люди
Эксперты ожидают "бум" на рынке услуг, востребованных обеспеченной и растущей группой пожилых людей. Услуги, связанные со здравоохранением, предоставляемые на дому или в домах престарелых, будут продолжать расти. Ремонт домов для пожилых людей, оздоровительные и фитнес-программы, адаптированные к их стареющему организму, а также более широкое признание и использование "космецевтики" будут расширяться в ближайшие годы.
По мере численного роста и усиления экономического влияния этих групп потребителей открываются новые возможности для франчайзинговых брендов, ориентированных на их обслуживание.
Сегменты предполагаемого роста
Хотя в жизни и в бизнесе не бывает беспроигрышных вариантов, в некоторых областях вероятность успеха все же выше, чем в других.
Начнем с устойчивых брендов, которые пользуются популярностью в любой экономической ситуации и процветают в годы рецессии. К таким видам бизнеса относятся:
- стрижка волос;
- подготовка налогов;
- бухгалтерский учет;
- доставка и упаковка;
- уход за детьми и домашними животными;
- обслуживание и ремонт автомобилей;
- ремонт и реконструкция домов;
- компьютерные услуги;
- недвижимость;
- подбор персонала и трудоустройство.
Концепции товаров бывших в употреблении, включая одежду, спортивное оборудование и электронные игры, также имеют тенденцию хорошо работать в любой экономике.
Фитнес, здоровье и персональный уход - этот сектор, включающий тренажерные залы, фитнес-центры, питание, отдых и спорт, спа, солярии и "здоровый" фаст-фуд, предоставляет целевые возможности для каждой из демографических групп, описанных выше. Рост детского ожирения привел к появлению фитнес-центров и программ, сочетающих развлечения и обучение для молодых людей. Бэби-бумеры имеют свои собственные потребности в этих областях, как и пожилые люди, которым необходимы программы фитнеса, здоровья и питания, разработанные с учетом их возрастной группы.
Кризис - время новых возможностей
Любой кризис, как известно, заключает в себе не только риски, но и возможности.
Так, кризис, разразившийся во время пандемии в 2019-2021 годах, заставил некоторых операторов ресторанов добавить в перечень услуг интернет-заказы и доставку, чтобы сохранить денежные потоки.
Кризисные явления, связанные с экономическими санкциями 2022 года, скажутся прежде всего на предприятиях, зависящих от импорта ингредиентов или товаров. Это может значительно изменить расстановку сил на российском франчайзинговом рынке.
Наверняка уйдут многие зарубежные одежные бренды, освободив отечественным производителям свои ведущие позиции. Появляется возможность выбиться в топ-100 организациям, не зависящим от импорта, - российским IT-компаниям и предприятиям сферы услуг.
Возможно, как и во время кризиса 2014 года, продвинется отрасль микрофинансирования: потребность в мгновенных займах приведет к распространению франшиз этой категории.
Ни один бизнес не свободен от рисков, но твердое понимание современных тенденций и того, куда они двинутся в ближайшие годы, - важнейший шаг в направлении долгосрочного успеха во франчайзинге.
Обязательно посмотрите предыдущий материал - Инновации во франчайзинге: направления и стратегии (из опыта RITUAL.RU).
__________________________________________________________________________________________
Более подробно узнать о нашей франшизе и подать заявку онлайн можно по ссылке.
__________________________________________________________________________________________
Для того, что бы знать больше об эффективном франчайзинге и о том, зачем принимать решения на основе фактов и рациональных доводов, подписывайтесь на нас в Яндекс. Дзен и ВКонтакте.
__________________________________________________________________________________________
Материал подготовлен корпоративным подразделением FR.RITUAL.RU от 15 апреля 2022 г.
#ритуалру #франшиза #франчайзинг #купитьфраншизу #лучшаяфраншиза #ritualru