Выбор Такэноути-рю как первой школы в этой выборке не случаен, ибо она часто считается старейшей школой дзюдзюцу и по-прежнему существует. В остальном Такэноути-рю также весьма примечательна.
Во-первых, это то, что она была основана во времена периода Сэнгоку (Воюющих княжеств) и более чем за десять лет до первого ввоза огнестрельного оружия в Японию. Воины, облачённые в доспехи, сражались своими длинными мечами, и в ближнем бою прибегали к борцовской технике, используя свои кинжалы, нанося колющие удары в слабые места в доспехах противника, или поражая незащищённые части его тела кулаками и локтями. Именно на таком фоне мы можем предположить создание школы Такэноути Накацукасадаю Хисамори (1502? – 95), хозяина небольшого замка Итиносэ в провинции Сакусю, гористой местности, которая сейчас является префектурой Окаяма.
Второй примечательной особенностью является то, что школа разрабатывалась тремя последующими поколениями семьи Такэноути и сохранилась в семье до наших дней. История школы, которой около 470 лет, удивительно хорошо документирована.
Большое значение в истории этой школы имеет рукопись Такэноути Кэй Сё Кого Дэн (Кого Дэн для краткости), в которой зафиксировано создание школы Хисамори и ее последующие развитие. Кого Дэн была начата вторым и третьим главами школы, и с тех пор все главы школы Такэноути-рю записывали в ней события, имеющие значение с точки зрения истории и развития традиции.
Следующий отрывок основан главным образом на истории создания Такэноути-рю, отраженной в записях Кого Дэн (с редкими добавлениями автора).
В горах Санномия Такэноути Хисамори молился богу Атаго и подверг себя суровой тренировке. В течение нескольких дней он практиковал и совершенствовал свои навыки, нанося удары по большому дереву своим бокуто (деревянный меч, который в данном случае имел длину лезвия 2 сяку и 4 сун, примерно 72 см.). На шестой день своего обучения, Хисамори заснул от усталости, как внезапно около его постели появился седоволосый ямабуси, который был похож на воплощение бога Атаго. Ямабуси был ростом семь сяку (примерно 2,1 м.) и его глаза были широко открыты, придавая ему злобный взгляд. Хисамори сразу же напал на него со своим деревянным мечом, однако ямабуси не был побежден и Хисамори понял, что его противник обладает нечеловеческой силой. Затем ямабуси научил Хисамори ряду техник для стремительного подавления противника. Эти техники, которых в общей сложности пять, сегодня называются «торитэ гокадзё». После этого ямабуси взял длинный бокуто, который он считал бесполезным, и сломал его пополам, сделав его более короткий меч (1 сяку, 2 сун, или тридцать шесть сантиметров), который он назвал когусоку. Затем ямабуси показал Хисамори как носить меч за поясом и научил его системе борьбы с мечом, состоящей из двадцати пяти техник. С тех пор эту систему кумиути, с использованием короткого меча или кинжала, стали называть «коси-но мавари» (вокруг поясницы). В настоящее время эти двадцать пять техник являются частью кихон вадза Такэноути-рю, и называются «когусоку коси-но мавари омотэ гата». Отломав виноградную лозу, ямабуси впоследствии научил Хисамори как удерживать и связывать врага. Эти техники удержания назывались «муся гарами» и согласно этой истории так появились техники «хая нава», искусство быстрого связывания противника, используя веревку длинной 2,5 метра. После этого ямабуси исчез таинственным образом, с неожиданно возникшим ветром, сверканием молнии и раскатов грома.
Хотя история создания Такэноути-рю во многом мифическая, нет ни каких сомнений, что Такэноути Хисамори действительно существовал и что он был основателем этой школы. Для многих классических рюха характерно объяснение и возвеличивание создание их школы. Вдохновение, необходимое для создания новой системы, давалось, как часто считается, через божественное наставление. В случае с Такэноути-рю и многих её ответвлений школ, бог Атаго сыграл важную роль. Техники торитэ, которые Хисамори, как рассказывают, получил от ямабуси, называются «синдэн торитэ гокадзё», что переводится как «пять техник захватов, переданные Богом». Это был двадцать четвёртый день шестого месяца (по старому луному календарю) в первый год Тэнбун (1532), когда Такэноути Хисамори создал собственную школу и ему было 29 – 30 лет. Этот день до сих пор остаётся знаменательным для последователей Такэноути-рю, и каждый год отмечается создание школы.
В бурный период Сэнгоку было неизбежно, что некоторые военачальники и их семьи были обречены. В период Адзути – Момояма, вооруженные столкновения усилились, после того как Тоётоми Хидэёси вдруг начал делать успехи в войне против семьи Мори и её союзников. Согласно истории, в восьмой год правления Тэнсё (1580), замок Итиносэ был захвачен силами Укита Иэнао, и Такэноути Хисамори с семьёй пришлось бежать. Отдав замок врагу, они путешествовали некоторое время, прежде чем наконец-то вернулись в Окаяма. Хисамори провел много лет на службе крупных военачальников, но поняв, что война не принесла ему ничего хорошего, Хисамори позвал своего второго сына Хисакацу и внука Хисаёси, и попросил их не поступать больше на службу военачальников. Вместо этого, как он сказал, они будут жить за счет земли, и защищать свою семью и её традицию (Такэноти-рю). Они не должны были становиться инструкторами по воинским искусствам для любой из важных семей. Так на протяжении всего периода Эдо, Такэноути-рю никогда не была связана ни с одним феодальным княжеством, оставаясь полностью независимой. В их деревенском додзё обучались как буси (воины), так фермеры.
Хисамори умер в 4 год Бунраку (1595), в возрасте девяносто трёх лет. Традицию Такэноути продолжили его второй сын и внук, и с момента её создания, Такэноути-рю передавалась из поколения в поколение в семье Такэноути.
Технические характеристики Такэноути-рю
Когусоку коси-но мавари
Основой Такэноути-рю является кумиути (борьба) или, если быть точным, ёрой кумиути (борьба полностью одетым в доспехи). Как уже отмечалось, когда борьба проходила в доспехах, воины могли использовать кинжал, чтобы нанести колющий удар в слабый участок доспехов или использовать свои кулаки и локти, чтобы поразить незащищённые части тела. В случае Такэноути-рю короткие мечи (до тридцати шести сантиметров), такие как вакидзаси, кодати и ёрой доси, называли «когусоку»8, что означает «минимальные доспехи», «малые доспехи» или даже «малое оружие». В Такэноути-рю, система борьбы, в которой используется этот когусоку, называется «когусоку коси-но мавари». Поэтому правильнее было бы сказать, что основу Такэноути-рю составляет «когусоку коси-но мавари».
Тот факт, что представители Такэноути-рю использовали короткие мечи против противников, вооруженных длинными мечами, казалось бы, ставило их в не выгодное положение. Тем не менее, за счет быстрого наступления на противника, ситуация могла быть обращена в обратную сторону. В тесноте короткий меч становился наиболее эффективным. Поэтому совершенствование техники и ловкости, чтобы стремительно приблизиться к противнику, имело жизненно важное значение. Это является одной из особенностей Такэноути-рю (фото 1).
В разделе омотэ вадза Такэноути коси-но мавари насчитывается двадцать пять техник. Ура ката состоит из пятидесяти трех техник, включая техники противодействия омотэ вадза и вариации на омотэ вадза. Кроме этого, есть раздел ко-ура, который включает в себя дополнительные пятнадцать вариации (хэнка вадза). Другие входящие разделы это: гокуи хаккадзё, ура гокуи гокадзё, хиокуно дэн и хиоку нанакадзё. В общей сложности около 135 техник. Техники, используемые для удержания противника, если есть необходимость доставить его в живых, называются торитэ. На фото 2 показано старинное руководство по воинскому искусству, датируемое двенадцатым годом эпохи Канъэй (1635), относящееся к Такэноути торитэ.
Хадэ или кэмпо тайдзюцу
Из коси-но мавари была разработана новая система, в которой не требовалось использование коротких мечей. Вместо этого атаковались уязвимые точки тела посредством атэми, чтобы ослабить противника перед использованием нагэ вадза (техника бросков). Знание уязвимых точек, называемых «кюсё», а также «цубо», передавались устно. Новая система ведения боя называлась кэмпо тайдзюцу или хадэ. Хадэ состояло из трёх частей: маэ хадэ, нака хадэ и оку хадэ.
Кюсё дзюцу в школе было разработано двумя поколениями. Легенда гласит, что когда Хисамори дрался с ямабуси, который позже стал его учителем, в какой-то момент он не мог пошевелить руками и ногами, и был полностью парализован9. Это был эффект от «кюсё дзэмэ» (атака кюсё). Естественно Хисамори хотел освоить эти загадочные техники и разработал саккапо-но дзюцу. По результатам исследования Хисамори, а так же второго главы школы, Хисакацу, в Такэноути-рю признаётся семьдесят две цубо. Методы манипулирования цубо (точки давления), известные как саппо (методы убийства), использовались, чтобы вызвать травмы. В настоящее время цубо используется для лечения, и эти методы называются каппо (методы реанимации). Сочетание обоих методов, «убийства» и «реанимации», известно как саккаппо (методы убийства и реанимации). Саккаппо являлось одной из отличительных особенностей школы.
Саидэ
В разделе саидэ содержится в общей сложности двадцать девять техник (саидэ нидзю кю кадзё). Саидэ можно рассматривать как форму кэмпо (в данном случае термин кэмпо относится к фехтованию), в котором нагэ вадза (техника бросков) и кансэцу вадза (техника болевых) используются свободно. Поэтому было бы справедливо сказать, что саидэ является сочетанием кэндзюцу и кумиути.
Структура
Хотя Такэноути рю, как правило, известна как школа дзюдзюцу, в дополнение к рассмотренным выше разделам, учебная программа также включает в себя кэнпо (фехтование), иай, нагината, тэссэн и ходзё. Кроме того, бодзюцу является важной частью учебной программы, так как оно обладает важным значением для развития тайсабаки (движения тела) и камаэ (позиции). На фото 3 показано Такэноути-рю дзюдзюцу, а на фото 4 пример использования бо против меча.
Такэноути-рю по-прежнему существует в наши дни и в настоящее время передаётся по двум линиям семьи Такэноути. Одной из них является Такэноути-рю (дом Тодзюро или Содэнкэ), во главе с тринадцатым наследным мастером Тодзюро Хисатакэ (фото 5).
Другая линия – Такэноути-рю (дом Тоитиро, или Сокэ), также называемой Хиносита Торитэ Кайдзан Такэноути-рю, во главе с Такэноути Тоитиро Хисамунэ (четырнадцатый глава школы по линии Тоитиро). Обе семьи являются наследниками главной традиции. Ещё одна линия, которая связана с Такэноути-рю, известна как Битю Дэн или традиция Битю, отошедшая от основной линии при третьем главе школы, Такэноути Хисаёси. Традиция Битю также по-прежнему активна сегодня.
Ответвления школы Такэноути-рю и школы, испытавшие её влияние
Имеется целый ряд школ, и не только школ дзюдзюцу, которые могут быть связаны с линией Такэноути-рю. Ниже приводится небольшая выборка школ, которые являются производными от Такэноути-рю, или испытали на себе её влияние, в которых важную часть учебной программы составляют дзюдзюцуподобные техники:
- Такэноути-рю Унэ
- Катаяма Хоки рю коси-но мавари
- Футагами-рю
- Рикисин-рю
- Такэноути Санто-рю
- Яно-рю
- Намба Иппо-рю
- Намба Иппо Синтоку Ити-рю
- Фусэн-рю
Есть еще несколько школ, которые не могут считаться ответвлениями, но в какой-то мере испытали влияние Такэноути-рю. К ним относятся:
- Араки-рю
- Такаги-рю
- Кадзивара-рю (см. Сэйго рю)
- Донтэки-рю
Серж Мол. Классические боевые искусства Японии