Найти тему
Московские Новости

Как частные инвесторы не дали упасть россискому рынку

Оглавление

В нашей стране почти 19 млн частных инвесторов, и последние полтора месяца стали самым большим испытанием для них. Тяжело терять деньги и принимать решения в условиях полной неопределенности. Но мы не видим ни ухода «частников» с биржи, ни падения интереса к рынку. Напротив, цифры говорят о других трендах, считает Кира Егорова, колумнист «Московских новостей» и бывший главный редактор «Тинькофф Инвестиций».

Фондовый рынок в России продолжает являть нам чудеса на фоне развернувшейся драмы. Сначала Мосбиржа удивила всех тем, что котировки на ней вдруг принялись расти после трехнедельного перерыва в работе. Потом оказалось, что за март на Мосбиржу пришло аж 750 тыс. новых инвесторов — и это несмотря на самое серьезное падение котировок российских бумаг в истории.

Пессимизм на рынках — штука парадоксальная. В обывательской своей жизни мы оцениваем любой пессимизм однобоко и негативно.

На рынках пессимизм — это всегда повод заработать. То есть повод для оптимизма. Это хорошо видно в моменты самых глубоких кризисов. Например, сейчас.

Кто спровоцировал рост на Мосбирже?

После того как котировки российских акций обвалились на 40% за несколько дней, Мосбиржу решено было закрыть в конце февраля. Инвесторы оказались в замешательстве.

Представьте, что вы вложили в российские акции несколько ваших зарплат и
меньше, чем за месяц, потеряли десятки процентов от этой суммы, а потом биржу просто взяли и закрыли — на неопределенный срок.

Что бы сделал обыватель? Первый рефлекс обывателя в такой ситуации: забрать немедленно все, что осталось, в первый же день торгов.

Но рефлексы инвестора, к счастью, устроены не так. В первый же день торгов Мосбиржа открылась ростом котировок, и за 2 недели отыграла почти половину своего падения. И это произошло без единого рубля господдержки: кубышку в виде 1 трлн рублей из ФНБ даже не пришлось распечатывать.

Кто же тогда сдвинул рынок? Хороший вопрос. Получается, что рынок сдвинули именно деньги частных инвесторов в России.

Во всяком случае, все мои знакомые управляющие и аналитики склонны так думать. Россияне, вооруженные мобильным приложением для инвестирования, продемонстрировали свое влияние. Они пошли и купили подешевевшие голубые фишки: Сбербанк, «Газпром», «Лукойл», «Яндекс», «Тинькофф», «Новатэк», «Озон» и прочие топовые акции.

Лет 5 назад такое было бы сложно даже представить, поскольку главной движущей силой на фондовых рынках всегда были «институциональные деньги» — деньги крупных игроков, инвестбанков, фондов, чьих-то частных состояний.

По сути, в марте на Мосбирже мы увидели то же самое, что и 2 года назад. Тогда, в марте 2020 года, из-за страхов и неизвестности на фоне пандемии обвалился глобальный фондовый рынок, а уже в апреле он продемонстрировал «самый быстрый отскок в истории». Рынок не только восстановился до прежних уровней, но и рос еще полгода. И тогда все называли причиной отскока именно участие обычных частных инвесторов.

Скорость реакции изменилась

Скорость, с которой рынки проваливаются, а потом отскакивают сегодня, — действительно поражает. Исторически на то, чтобы выйти из падения, рынкам требовалось 1–3 года (на основе данных за последние 70 лет).

Финтех и мобильные приложения для инвестиций позволили сократить обвалы на рынках до нескольких недель, как это было в марте 2020-го. Безусловно, скорость, которую дали нам новые технологии, сильно повлияла на скорость принятия финансовых решений у самих инвесторов.

Интересно тут взглянуть на результаты социологического опроса российских инвесторов, который недавно опубликовали в VPost. Сам опрос проводился 17–23 марта, пока торги акциями на Мосбирже были закрыты. То есть опрос провели в самый сложный период, полный тысяч неизвестных, — и именно поэтому он наглядно отражает мнения людей с брокерскими счетами.

Во-первых, подавляющее большинство инвесторов заявили, что не собираются забирать деньги со счетов. О желании уйти с рынка заявили только 4% опрошенных. А о желании увеличить инвестиции — 41% инвесторов.

Показательно и общее отношение к происходящему: 35% опрошенных сочли рекордное падение на Мосбирже временными трудностями, еще 29% разглядели в этом новые возможности.

Важно, что инвесторы тут не лукавят и не страдают самообманом. 70% инвесторов ждут, что их материальное положение ухудшится — они без иллюзий оценивают экономическую обстановку в стране. Такая же доля инвесторов (70%) заявила о финансовых потерях на брокерском счете.

Еще интересно посмотреть, как сильно просели брокерские счета опрошенных. Почти половина инвесторов, потерявших деньги из-за падения рынка, оценили убыток в 10–25% от всего портфеля. Это говорит о том, что их портфели были хорошо диверсифицированы и состояли не только из российских, но и из иностранных бумаг. Еще 25% респондентов потеряли от четверти до половины инвестированных средств. Больше половины портфеля лишились только 9%.

Из этого лично я могу сделать вывод, что российские инвесторы, несмотря на существенные потери, разглядели в рынке позитивный момент для входа. Они не стали выводить все деньги, закрывать позиции в глубоком минусе. Напротив, они достали сбережения и пошли на рынок в надежде отыграть свои потери в долгосрочной перспективе.

Кажется, что с такой поддержкой частных инвесторов крах фондовому рынку в России не грозит. По крайней мере, в текущих реалиях.

Конечно, говорить о выходе из кризиса или восстановлении рынка до предыдущих уровней пока сложно в силу внешних обстоятельств. Но лично я вижу в этом историю о том, как стремительно в России выросла финансовая грамотность, пусть и на примере самой экономически продвинутой прослойки общества — частных инвесторов.