Найти тему
дочь самурая

Мрачная и печальная история Снегурочки (Мировой фольклор)

Дед Мороз, Санта-Клаус, Йоулупукки¹ — сегодня у многих народов есть свой аналог доброго волшебника, который каждый год приносит детям подарки и создаёт вокруг себя атмосферу праздника. Часто у него есть супруга и маленькие помощники — гномы или эльфы, но вот из кровных родственников только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Как же так получилось?

Я много раз слышала, что Снегурочка как персонаж имеет более сложную и запутанную историю, чем мы привыкли думать: одни считают ее прототипом богиню смерти Морану (Марену), другие — наивным и прелестным созданием не от мира сего из сказки Алексея Островского. Давайте сегодня вспомним самые интересные и необычные легенды и сказки, которые прольют свет на таинственную историю этой, казалось бы, простой героини.

Первые упоминания

Сразу скажу, что ни в одном славянском народном обряде нет полноценного героя или героини, который был бы вылеплен из снега или льда, однако образ ожившей снежной девушки сохранился в легендах и преданиях.

Сказки о Снегурочке исследовал А. Н. Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869), над которым работал целых 17 лет. В нем он ссылается на немецкого исследователя Карла Вейнхольда (1858), а ещё раньше об этом упоминали братья Гримм в своём труде "Немецкая мифология" (1835).

-2
-3

Помимо стандартной истории про пожилую пару, которые вылепили себе из снега дочь, растаявшую с приходом весны, у автора есть и языческий вариант, согласно которому Снегурочка — это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1860 году Данилевский опубликовал стихотворение, в котором пересказал похожую историю, однако прототипом современной Снегурочки несомненно стала героиня пьесы Александра Николаевича Островского. Впечатленный рассказами Афанасьева, он написал историю о бледнолицей девушке, пятнадцатилетней дочери двух богов — Мороза и Весны Красны, которые отпустили своё чадо в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля. В статье о Несмеяне мы уже говорили, что Снегурочка предстаёт перед нами девушкой не от мира сего: она очень скромна и добра, но не улыбается и не смеётся, что, согласно мировым сказкам и мифам, свойственно жителям загробного мира. На мой взгляд, это довольно интересная деталь, которая уже намекает нам о связи Снегурочки с царством мертвых и темными богами славянской мифологии. Как и у Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но не из-за прихода весны, а под солнечными лучами мстительного бога плодородия Ярило.

В начале XX века образ снежной девы пришёл и в детскую литературу, где Снегурочка (Снегурка) превратилась из дочери во внучку Мороза — на дореволюционных открытках можно увидеть ёлочные игрушки в виде снежной девочки. В 1935 году, когда запрет на праздничные елки был снят, Снегурочка продолжила появляться вместе с Дедом Морозом и помогать на детских праздниках. До сих пор похожего героя или героини больше нет ни в одной рождественской и новогодней мифологии. Конечно, у Санта-Клауса благодаря народному творчеству появилась миссис Клаус, но она обычно сидит дома и не помогает мужу разносить подарки, а истоки ее образа уже давно забылись.

Славянские обряды

-4

В русских сказках о замёрзших или вылепленных из снега девушках на самом деле слышны отголоски самого трагичного мифологического мотива, встречающегося в легендах о ледяных девах. Нам он известен по греческим мифам о Минотавре: молодых юношей и девушек приносят в жертву чудовищу или духу природы.

Полноценные легенды на эту тему остались только у северных народов, и на некоторых сайтах можно найти статьи, где прямым текстом и без прикрас об этом говорится. В холодное время года девушек отвозили в лес так далеко, чтобы они не могли выбраться и замерзали насмерть. Скажем, в славянской мифологии есть бог смерти, мороза и подземного мира Карачун — второе имя Чернобога. В XIX веке с легкой руки Одоевского он также превратился в доброго старика-наставника, прототипа нынешнего Деда Мороза, но изначально ему вполне могли приносить в жертву молодых девушек.

Ни Афанасьев не говорит об истоке этого обряда, ни современные фольклористы, но, например, сказка «Морозко» — прямое тому доказательство. В оригинальной истории Морозко не просто спасает несчастную падчерицу из леса, но и до смерти замораживает дочку злой мачехи.

Снегурочка — богиня смерти?

В легендах и сказках Снегурочка всегда представала в образе вечно молодой языческой богини в белых одеждах (в наше время допускаются небольшие вкрапления голубого и синего) и венце с восемью лучами, расшитом серебром и жемчугом. Интересно, что похожий венец с острыми лучами, разгоняющими тьму, носила древне-греческая богиня смерти, ночи, лунного света и колдовства Геката.

Однако нам будет важнее вспомнить славянских языческих богинь, и в первую очередь — Кострому, богиню весны и плодородия, которая утопилась в реке из-за несчастливой любви и стала первой на Руси мавкой (русалкой). Считается, что в древних обрядах «проводов Весны» Кострому изображала или живая девушка, закутанная в белые простыни и с дубовой веткой в руках, или соломенное чучело, которое либо хоронили, либо топили в реке, либо сжигали на костре. Не зря слово «кострома» произошло именно от слова «костёр».

Но на самом деле подобные заявления можно отнести к, так называемой, кабинетной мифологии, когда несвязанную с действительностью сказку пытаются выдать за правду. Например, в опере «Снегурочка» есть персонаж Лель — яркий представитель кабинетной мифологии, поскольку такого Бога в реальности не существовало. В нашем же случае якобы «древний» обряд похорон Костромы был первые зафиксирован лишь в XIX веке, и многие сделали вывод, что миф о Снегурочке возник именно из этого обряда похорон в окрестностях одноименного города.

-5

Правда состоит в том, что на самом деле обряд уничтожения чучела связан не с проводами весны, что по логике вообще не имеет смысла, а жестокой и надоевшей зимы. С глубокой древности и до наших дней существует обряд сжигания чучела богини смерти, ночи и холода Мары (Марены, Мораны), а богиня Кострома — всего лишь ее локальное имя.

Мара также, как и Снегурочка, носит белые одежды, но иногда её изображают в виде седой старухи в чёрных одеяниях. Такие разные изображения связаны с природой — поздней осенью, когда богиня полна сил, она приносит с собой снег и холод, и поэтому носит белые платья. Ранней весной Мара, уже слабая и беспомощная, уступает место молодому богу Яриле, который приводит в мир весну. В ее руках всегда есть серп или коса — ими она подрезает нити жизни, как это делают скандинавские Норны или греческие Мойры, и человек умирает. Символы Мораны — коза, можжевельник, ель (нынешний символ Нового года и Рождества) и сосна, а также чёрная Луна, черепа, чёрный лебедь, грифон, ворон. Живет она за огненной рекой Смородиной, куда можно попасть лишь через Калинов мост, разделяющий Явь и Навь — мир живых и мир мертвых.

Причём здесь я до конца не разобралась: некоторые исследователи называют Кострому также богиней смерти и зимы, другие — богиней плодородия и весны, но в любом случае до XIX века на Руси не было стандартизированного варианта русского языка и существовало великое множество особенностей. Тот же праздник урожая (день весеннего равноденствия) называли по-разному: Вересень, Осень, Усень, Радогощь. Поэтому сейчас мы уже вряд ли узнаём правду о сущности богинь и их подлинных именах.

-6

Сожжение чучела зимы присутствует в традиции почти всех европейских народов, включая славян. Праздник уничтожения чучела в день весеннего равноденствия также назывался по-разному, но в любом случае христианская церковь под страхом жесточайшего наказания запретила языческие праздники и ввела Масленицу. Чучело Масленицы не имеет никакой исторической подоплеки, ведь это даже не богиня. В реальности сжигается чучело богини Мораны.

На самом деле, связь между жестокой богиней смерти и современной Снегурочкой (Костромой) минимальна — это лишь антинаучные предположения краеведов, которые хотят придумать красивую легенду своему родному городу Костроме и ищут различные пути связать добрую и милую Снегурочку с культурным наследием древних славян.

К XIII веку дохристианская мифология славян была полностью и безвозвратно уничтожена. Я на самом деле никогда ей всерьёз не интересовалась, но сейчас, слегка копнув материал всего по двух темам, мне стало действительно обидно, что славяне лишились и своей истории, и мифологии, которая в наше время считается не такой престижной в отличие от скандинавской, и рунической письменности — всех исторических хроник, которые вели волхвы (жрецы).

-7

Стараниями церковников и пришлых властей история, верования и обычаи исконных славян исчезли навсегда. Где-то я читала, что в сознании людей боги однажды родятся, живут некоторое время и умирают, но много веков спустя возвращаются вновь и вновь. В XIX образ ожившей снежной девы снова пришёл в нашу культуру (не одному ж народу на земле создавать богов), и, я надеюсь, когда-нибудь мы сможем копнуть чуть глубже огромный пласт нашей забытой родовой памяти.

Йоулупукки¹ (фин. йоль — праздник середины зимы, пукки — козел) — финский аналог Деда Мороза. Интересно, что в финском языке есть омоним Йоулупукки, который переводится как «рождественский козел» (соломенная фигурка).

Йоулупукки¹ (фин. йоль — праздник середины зимы, пукки — козел) — финский аналог Деда Мороза. Интересно, что в финском языке есть омоним Йоулупукки, который переводится как «рождественский козел» (соломенная фигурка).