Сегодня мы живем в VUCA-мире. Это английский акроним, объединяющий 4 характеристики по первым буквам:
- volatility — нестабильность;
- uncertainty — неопределенность;
- complexity — сложность;
- ambiguity — неоднозначность, двусмысленность.
Впервые концепция VUCA возникла в 1990-е годы, а чуть позже термин начал использоваться в бизнес-среде. Общепринятым этот термин стал во время мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, а с началом пандемии COVID-19 приобрел еще большую актуальность. Все структуры общества вынуждены подстраиваться под неустойчивый и непостоянный мир.
В поисках выхода из этой ситуации современное образование предложило компетентностный подход. Он говорит о том, что детей нужно учить не отдельным блокам знаний, а компетенциям. Они могут быть разных видов:
- метапредметные,
- межкультурные,
- социальные,
- информационные.
Вряд ли сегодня можно найти государство, которое бы не уделяло внимание такому образовательному подходу: разница будет лишь в интенсивности внедрения этого метода. К примеру, в России понятие «компетентностный подход» появилось в связи с модернизацией российского образования и присоединением к Болонскому процессу. Произошла переориентация оценки результата образования с «подготовленности», «образованности» на «компетенцию» и «компетентность». Этот подход опирается на базовый принцип: мы не «натаскиваем» детей на экзамены, а воспитываем и формируем в них компетенции.
В 2002 году была основана некоммерческая организация Partnership for 21st Century Learning (P21). Она провела ряд исследований и вывела список так называемых компетенций XXI века (21st century skills). Вот основные из них:
- критическое мышление;
- коммуникация;
- креативность;
- кооперация.
В 2015 году Всемирный экономический форум (WEF) предложил 6 ключевых видов грамотности, которые являются базовыми для современного школьного образования:
- языковая;
- числовая;
- естественно-научная;
- финансовая;
- гражданская и культурная;
- ИКТ-грамотность.
По мнению исследователей форума, человек, обладающий компетенциями XXI века, должен иметь следующие качества характера:
- инициативность;
- любопытство;
- настойчивость;
- адаптивность;
- лидерство;
- социальная и культурная осведомленность.
Как же все-таки реализуется компетентностный подход на практике? Например, в билингвальной школе LGEG огромное внимание уделяется развитию персональных качеств каждого ученика. Кроме того, в программе начальной школы есть так называемые метапредметные дни, которые позволяют с самого раннего возраста развивать у ребенка междисциплинарные навыки. Кстати, о междисциплинарном образовательном подходе в современном школьном образовании мы уже писали, рекомендуем почитать здесь.
Российский федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — один из примеров реализации компетентностного подхода. Третье поколение ФГОСов в России как раз и отличается тем, что в них определены требования к результатам освоения основных образовательных программ, к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции, как общекультурные, так и профессиональные.
Давайте теперь посмотрим на международный опыт в вопросе компетентностного подхода к образованию.
В 2007 году в Англии была пересмотрена национальная образовательная программа. В нее добавились новые цели: содействие духовному, нравственному, социальному, культурному развитию учащихся и подготовка их к выходу во взрослую жизнь.
В Северной Ирландии подобная программа появилась еще раньше, в ее цели входила необходимость формирования у школьников навыков самостоятельного обучения и эмоциональной саморегуляции, автономии.
В Сингапурской программе большое количество времени уделяется социальным умениям.
Финляндия выделяет следующие ценности: мультикультурализм, равенство, разнообразие, права человека, справедливость. В этой системе ценностей каждый ученик уникален и ценен. Каждый имеет право на проявление себя как отдельной личности и как члена общества. В этом смысле учащиеся нуждаются в поощрении взрослого и в индивидуальной поддержке, а также в том, чтобы их услышали и оценили в школьном сообществе.
Новая Зеландия предлагает развивать:
- ценности, которые необходимо поощрять, моделировать и изучать;
- ключевые компетенции;
- уровень педагогики.
Израиль делает акцент на развитии критического мышления.
В Америке не существует национальной программы, так как в каждом штате — своя программа, свои ценности. У департамента образования легитимно нет прав диктовать программу, только рекомендовать какие-то положения.
Мы видим, что многие страны, пусть и в разных масштабах, пытаются развивать в учащихся не столько академические умения, сколько общечеловеческие качества. Знаниями ученики могут один раз воспользоваться на экзамене и забыть. А еще знания устаревают, и их нетрудно достать, почти вся информация сейчас есть в открытом доступе. Гораздо ценнее научить ребенка существовать автономно в быстро меняющемся, глобализованном, многогранном и многонациональном мире. Именно поэтому в образовательном центре LGEG с самого его появления в 2010 году используется компетентностный подход, который дополнен авторскими академическими программами, ознакомиться с которыми можно по этой ссылке.
Вот чем в первую очередь должна заниматься современная школа.