— Как ты это все придумываешь? - интересуются клиенты, которым я каждый раз предлагаю новые и новые подходы, взгляды, варианты, объяснения, помогающие какие-то мышцы почувствовать, активировать, выстроить нужным образом.
— Да как-то само в голову приходит, - это был мой честный ответ. Я не говорю, что основываюсь на методе Франклина, потому что я ознакомилась с ним задолго до того, как начала преподавать, что им пользовались мои учителя, поэтому эти идеи естественным образом вплелись в мой образ мышления и уже давно дают свои всходы.
При этом я должна, конечно, отдать должное тому, кто так сушественно повлиял на мое мышление. Это будет честно, ведь идеи этого человека стали теми самыми ростками, плоды которых я сейчас пожинаю.
Эрик Франклин изначально работал с танцорами, он был одним из родоначальников упражнений с резиной. Совместно с фирмой Theraband он вычислял оптимальные размер и плотность резиновых жгутов, чтобы с ними было удобно работать. Они тогда ориентировались на профессиональных танцоров.
Особенность этого рынка в том, что танцоры побаиваются того, к чему обычно стремятся посетители тренажерных залов - гипертрофии мышц. Танцоры хотят быть легким, тонкими, их интересует максимальная эффективность мышцы при ее минимальном размере.
Укрепление мышц для них - вопрос развития телесного интеллекта. Обычно сила мышцы приходит с увеличением количества и размера мышечных волокон. Но дело не только в физической силе волокон, но и в работе нервной системы, а так же в эффективности строения фасциальной системы. И то и другое, как обнаружил Франклин, прекрасно прокачиваются когда работаешь с резиновыми жгутами.
Впрочем, в те годы о фасции еще не было речи. Франклин изучал эффект от работы с резиновыми лентами с точки зрения обучения нервной системы. Сопротивление резины отличается от сопротивления гантели тем, что оно постоянно меняется. Вес гантели неизменен. Резинка же сопротивляется по-разному, смотря на какую длину ее вытягивают. Телу приходится все время подстраиваться под меняющуюся динамичную нагрузку.
Так Эрик Франклин пришел к необходимости учитывать особенности нервной системы в тренировочном процессе, и он продолжил изучать эту тему.
Следующим важным инструментом в его работе стала визуализация. Он выделяет два направления: идеокинетическая визуализация и интуитивная.
В отличие от идеомоторного тренинга, где спортсмен в подробностях визуализирует выполнение элемента (прыжка, броска и т.п.), идеокинетическая визуализация предлагает использовать метафоры.
Например, вместо того чтобы представить, как мы вытягиваем шею, мы представляем, как наполняется гелием воздушный шарик, как он легко устремляется вверх на тонкой ниточке. Далее представляем что этот шарик - это наша голова, она легко и свободно парит над телом, как возлушный шарик на ниточке.
И вот так, превращая руки в лучи света, пальцы - в брызги фонтана, а сердце - в распускающийся цветок, мы можем обрести новое понимание своего движения, дать ему новые качества и более эффективно задействовать мышцы, не заставляя их перерабатывать, но как будто с легкостью выполнять свою работу.
Интуитивная визуализация - это не тот образ, который порекомендовали вам, а тот, что вы придумали сами для себя. Возможно вам предложили сделать волну корпусом, сравнив ее с движением змеи, но когда вы выполняете эту волну, ваше тело предлагает другую метафору: вам кажется что внутри вас мягкий пластилин и вы продавливаете его мышцами и позвоночником.
Тот образ который сам рождается, словно интерпретация голоса вашего тела - это интуитивная визуализация.
Два этих вида работы с воображением - как улица с двусторонним движением. Вы можете задать своему телу образ со стороны, а можете прислушаться, какой образ предложит вам тело. В этом заключается диалог, который вы с ним выстраиваете.
И вот это, мне кажется, бесценнейший навык. Более подробно о методе Франклина можно узнать в моем телеграм канале, где я недавно проводила эфир на эту тему, а для вас я оставлю слайд из презентации, где приводятся упражнения для глаз по методу Франклина.