Рассказывала я как-то о своём новом ученике, который умудрялся получать двойки по математике при правильно решённых примерах и задачах. А всё потому что писал непонятные цифры. Учитель исправлял его 1 на 1, 5 на 5, 4 на 4 и снижал отметки за почерк.
Я даже подробно описала, какими упражнениями и методами буду с ним заниматься исправлением его проблемы. Всё было в этой статье:
В комментариях многие писали, что у их детей такая же "беда". И просили выкладывать наш прогресс с моим учеником. И я надеюсь, эта история будет им полезна.
Вспомним, как было ДО:
Так было изначально. Ребенку было всё равно, домашку делал "на отвали" и очень быстро, двойки его никак не огорчали и не стимулировали. Тревогу били именно родители. Проблему с почерком предоставили исправлять репетитору. И надо сказать, что мальчик не глупый, всё решает правильно. По другим предметам хорошие отметки, почти отличник, если закрывать глаза на математику с неправильными цифрами.
Опишу только те методы, которые реально ему помогли. Мы занимаемся почти 2 месяца.
1. Первым делом я дала ему понять, что писать так, как писал он, нельзя. Дала ему посмотреть на себя со стороны. Мы на одно занятие поменялись ролями. Я была ученицей, а он репетитором. Он давал мне разные задания, а потом проверял меня и выставлял отметки. Я писала максимально приближенно к его почерку, то есть также писала непонятные цифры (то ли это 4, то ли 1). Он медленно и кропотливо исправлял каждую мою закорючку. Увидел наглядно: непонятный почерк - это ужас! Каково учителю проверять этот ужас! Увидел также, что одна неверно написанная цифра меняет ответ всего длинного примера. Этот метод произвёл на него сильное впечатление. Он сразу сказал: "Надо писать понятно! Я буду стараться теперь писать понятнее!" Но пользоваться этим методом постоянно нельзя, так как ребенок запоминает неправильное написание и будет его воспроизводить. А нам надо, чтобы он запоминал правильное написание.
2. "Спешка - твой враг". Это я ему доносила на каждом занятии. Он постоянно спешит и пишет очень быстро. Куда он спешит - на этот вопрос он и сам не может себе ответить.
- Лучше сделать медленно, но правильно, чем быстро и нехорошо!
- Я тогда ничего не успею, если медленно буду писать, - отвечал ученик.
- Успеешь. Ты способный. Ты вообще хочешь научиться писать понятно и не получать двойки?
- Да, хочу!
- Вот тогда и не спеши.
Главное, чтобы ребенок сам хотел исправиться, а не только его родители.
На фото видно, что ещё есть спешка, от этого "прыгают" строчки. И вообще все цифры "спешащие". НО уже ребенок занимается исправлением. Он видит, что цифра написана неправильно (например цифры 5 и 1) и исправляет её.
Проблема таких детей в том, что рука не успевает за скоростью мысли. В мозгах они уже задачу решили, а рука всё ещё медленно записывает краткое условие в тетради. Их это раздражает, и почерк это отражает.
Но они ничего не могут сделать со своей рукой, которая пишет медленно и со своим мозгом, который работает быстро.
3. Развитие мелкой моторики. Что мы только ни делали, чтобы рука писала быстрее и не раздражала мальчика своей медлительностью. У нас был пальчиковый массаж, пластилин, штриховки, вырезалки, игры с крупами и мелкими предметами, гимнастика для рук.
4. Учимся писать цифры. Много писали цифр поэтапно, проговаривая куда и как вести ручку. Как учатся дошкольники. Прописи были распечатаны с героями любимых мультиков, чтобы было интереснее писать скучные цифры.
5. Тройки, двойки и колы. Потом я посоветовала родителям, чтобы они поговорили с учительницей сына. Она тоже должна помочь. Не только же репетитору одному биться над почерком.
Учительница использовала кардинальные методы - отметки стала занижать ещё сильнее. Даже колы в тетрадках пошли. А в четверти по математике впервые вышла тройка.
Моего ученика это как-то подстегнуло заниматься ещё усерднее. Он ещё сильнее захотел исправиться.
Что у нас в тетрадках сейчас? Даже пятёрки появились.
Уже строчки не прыгают. Спешки нет, это видно. Цифры более аккуратные и понятные.
Мы ещё продолжаем заниматься.
Вот такая история. Ставьте "нравится". Подписывайтесь.