Коллеги из 47news написали, что «уголовное преследование в отношении председателя СНТ «Защита» Сергея Атаманчука было прекращено в связи с непричастностью». Уточняем подробности.
Небольшая заметка на 47news была опубликована «в рамках реализации права Сергея Атаманчука на реабилитацию». О претензиях правоохранителей к г-ну Атаманчуку сайт рассказывал в феврале 2020 года (статья «Живой щит из дачников»).
В материале речь шла о незаконных вырубках леса и о том, что председатель «Защиты» предоставлял садоводам и дачникам участки, распоряжаться которыми не имел права.
И вот теперь коллеги пишут: «Постановлением от 7 декабря 2020 года уголовное дело по ч.3 ст.30 и ч.4 ст. 159 УК РФ в отношении Атамчука Сергея Александровича было прекращено...» .
Приостановка по требованию
И это действительно так. Просто потом это дело еще не раз возобновлялось.
Вот что пишет областная прокуратура в сентябре 2021 года (обращаем внимание на даты!): «В производстве Следственного управления УМВД по Всеволожскому району находились два уголовных дела, возбужденных в декабре 2019 и июле 2020 года по факту незаконной рубки и по факту покушения на хищение участка, находящегося в госсобственности... (Это, скорее всего, про 16 га под незаконную дорогу).
Уголовное дело по хищению в мае 2021 года приостановлено в связи с не установлением причастных лиц...» При этом в аппарате прокуратуры области возражают: «Все обстоятельства произошедших событий следствием не исследованы. Решения о приостановлении расследования отменены.
Уголовные дела переданы для проведения дополнительного расследования». Кроме того: начальнику ГСУ МВД по Петербургу и области внесено представление о привлечении должностных лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Ход дополнительного расследования поставлен на контроль. (Копия документа есть в распоряжении редакции «Пригорода»).
Это не все. Есть следующий ответ, опять из прокуратуры. Уже от 27 января 2022 года. Из него следует: несмотря на «прокурорский контроль», предварительное следствие в очередной раз было приостановлено 13 ноября 2021 года; это решение опять было отменено «в порядке надзора» как «незаконное и необоснованное». (Копией этой бумаги редакция также располагает).
Мы не знаем, что на данный момент: были ли еще решения о приостановке, были ли еще отмены со стороны прокуратуры... Напомним: в ноябре 2021 года на Всеволожский район, после серии скандалов, обратил пристальное внимание руководитель СК РФ Александр Бастрыкин. И велел перепроверить дела за последние 5 лет: нет ли, мол, фактов волокиты и т.д.
Во Всеволожский суд Сергей Атаманчук направил несколько исков: в марте 2021 года (о возмещении вредя в связи с содержанием под стражей) – заявление возвращено; в июле 2021 года – в принятии заявления отказано; наконец, в январе 2022 года заявление приняли, предварительное заседание состоится 17 мая.
Беспокойное хозяйство
СНТ «Защита» судится много, и есть за что. Садоводство было создано еще в 1994 году; законно владеет территорией в 58 га. Она была поделена на 452 участка; потом в арбитражных процессах выяснилось, что участков 462 (дело А56-136827/2019).
Хозяйство вполне благополучное; по крайней мере, если судить по протоколам, участники деятельность правления вполне одобряют.
Проблемы начались по краям: «Защита» весьма активно на протяжении многих лет пыталась присоединить и освоить соседние земли, на которые не имела права.
В результате в протоколе общего собрания от 5 сентября 2020 года фигурируют 672 садовода. А в арбитражном деле есть список, в котором и вовсе 1111 человек. Всего в иске «Защиты» перечислены около 740 «дополнительных» участков.
По сведениям участников процесса, несколько из этих наделов (не более десятка) входили в предыдущие (впоследствии прекращенные) договоры аренды. Но основная масса – нет.
Получается, как минимум, несколько сотен человек – с книжками садоводов, но без земли. Последний процесс, в котором «Защита» пыталась заставить местную администрацию заключить дополнительные договоры аренды, Сергей Атаманчук проиграл.
Апелляционная инстанция отклонила претензии, указав: «Учитывая отсутствие доказательств предоставления спорных земельных участков СНТ «Защита», оснований для удовлетворения иска не имеется...»
Это еще не точка. 14 апреля дело будет рассмотрено в кассации. В кассационной жалобе упомянут еще один садовод – Юрий Мазго. Он на предыдущих этапах рассмотрения не участвовал, но решил присоединиться к заявлению.
Этот сюжет заслуживает хотя бы и краткого, но отдельного упоминания. Юрий Мазго трудится в должности советника губернатора Петербурга. Участок площадью 12 соток находится у него «в пользовании» с 2001 года; на нем построен приличный дом; надел предоставило СНТ «Защита».
Причем участок г-на Мазго находится на территории так называемого «6-го массива» (или «6-го квартала»), в нескольких километрах от СНТ «Защита», у озера Воякоярви.
Этой территорией с кадастровым номером 47:07:1424001:6 сначала распоряжались военные, потом (вроде бы) район, сейчас этот кусок площадью 34,8 га и вовсе (по документам) бесхозный – «право собственности не зарегистрировано». (Подробнее см. здесь: http://www.vprigorode.ru/magazine/01_2022/zagadka_6-go_kvartala/).
Но чего в многочисленных судебных делах точно нет, так это указания на то, на каком основании им распоряжается «Защита». Тем более, что все 34,8 га отнесены к категории «земель спецназначения и обороны».
И сейчас г-н Мазго во Всеволожском суде пытается отстоять «право пользования», то есть проезда через 6-й квартал. Суд заинтересовался, а кто и на каких основаниях выделял спорный участок? И запросил документы. Сейчас в этом процессе «изменен предмет иска», дело возвращено в первую инстанцию, слушаться будет 7 июня.
А в арбитражном отзыве на кассационную жалобу указано: «Документов, подтверждающих выделение Мазго Ю.В. указанного участка, в материалы дела не представлено... Наличие построек на участке без должным образом оформленных прав не является основанием для признания участка собственностью...»
Таких домовладений в «6-м массиве» – десятка три. И все числятся в СНТ «Защита». По мнению опрошенных «Пригородом» юристов, легализовать их невозможно или крайне сложно. Для этого придется, например, все 34,8 га спецназначения включить в земли населенных пунктов. Или назначить сельхозкой. Но в нынешние суровые времена это может быть расценено как подрыв обороноспособности...
Вопрос в другом. Как долго садоводы со «спорных» наделов будут оставаться потерпевшими по факту: с землей, но без прав – без права подключить электричество по за 550 рублей, без права проложить дорогу и т.д. И решатся ли они перейти в потерпевшие по процессуальному статусу («нас обманули»)?
«Пригород» будет внимательно наблюдать за дальнейшими приключениями СНТ «Защита» и ее председателя. Если у садоводства есть желание поделиться с читателями своим видением проблемы – мы с удовольствием предоставим место.